29.01.2015 00:24
    Поделиться

    Водитель "Лунохода-1" Вячеслав Довгань: Я знал, что попаду в кратер

    Водитель "Лунохода-1" Вячеслав Довгань: "Я знал, что попаду в кратер"
    В марте намечен рекордный полет экипажа МКС, который проведет в космосе 12 месяцев. Так далеко шагнула космонавтика за каких-то полвека. Ведь еще 45 лет назад спутник Земли ученые изучали, управляя луноходами только с Земли. Об этом сегодня вспоминает водитель первого лунохода Вячеслав Довгань.

    Заслуженный испытатель космической техники, доктор наук, профессор, генерал-майор Довгань - не космонавт, чьи имена на слуху на всем земном шаре. Но именно с его помощью человек получал свои первые познания о Селене. Довгань работал за пультом лунохода - но, как бы сейчас сказали, виртуально. На самом деле он оставался на Земле, в Симферопольском Центре дальней космической связи, на полигоне, максимально похожем на лунную поверхность. И водитель посредством радиотехнических средств телевизора посылал сигналы реальному луноходу, в точности выполнявшему все его команды.

    - Только за 1959 год успешно выполнили полеты к Луне первые три лунно-космических аппарата, - рассказывает он. - Первая советская космическая ракета пролетела мимо диска Луны на расстоянии 6 тыс. км. Ее назвали "Мечта", и она и поныне летает между орбитами Марса и Земли, совершая оборот за 450 суток. Остальные запуски были успешны. "Луна-2" доставила на спутник Земли вымпелы СССР, "Луна-3" сфотографировала обратную сторону небесного объекта и передала снимки в Центр управления. С этого началась лунная Одиссея.

    В марте 1966 года мы провели операцию "Мягкая посадка" - прилунили наш космический аппарат. Это удалось "Луне-9", которую начал разрабатывать Королев, а завершили в ОКБ Машиностроительного завода им. Лавочкина.

    Сказать, что я с детства мечтал узнать больше о Луне - покривить душой. Жизнь привела меня к этому. В школе интересовался астрономией. Стал военным-ракетчиком, закончил Академию им. Дзержинского. В мае 1968 года на Научно-измерительный пункт под Симферополем, где я служил, пришла телефонограмма с заданием отобрать офицеров по определенным требованиям по здоровью и по знанию техники. Так я вместе еще с 7 добровольцами оказался в Москве, в Институте медико-биологических проблем, где собрались еще четыре десятка человек из других научных пунктов. Поначалу мы думали, что нас готовят в космонавты. После всех обследований нас осталось 18. Из них главный конструктор лунохода Бабакин отобрал команду для дистанционного управления техническим средством на Луне. Я был назначен водителем экипажа "Лунохода-1".

    - Когда готовилась посадка лунохода, откуда Королев знал, какая там поверхность?

    - Еще в 1953 году наши астрономы под руководством В.С. Троицкого создали "Искусственную Луну". Установили обсерваторию в Крыму на вершине Ай-Петри и зондировали Луну. Определили, что поверхность ее твердая, никакой аппарат там не утонет. На лунодроме в Симферопольском Центре дальней космической связи были созданы из ракушечника кратеры, горы, расщелины. Их засыпали песком, а затем покрыли темно-серой краской. Все условия максимально приблизили к лунным. А на Ленинградском танковом заводе создали транспортное средство для передвижения по лунной тверди. Его "отцом" по праву считают А.Л. Кемурджиана.

    Луноход попал на Луну не сразу. Первый старт у нас был 19 февраля 1969 года. И мы бы исполнили слова песни "Мой Вася будет первым на Луне", но не получилось. Ракета-носитель "Протон-К" взорвалась на 53-й секунде. И первый луноход погиб прямо на Байконуре.

    Первая программа длилась 11 месяцев. Мы вели "Луноход-1" с ноября 1970 по сентябрь 1971 года и "Луноход-2" с января по май 1973-го. Все работы были уникальны. Великолепная программа забора лунного грунта так никем в мире не была повторена.

    - Как вы работали в условиях, когда лунные сутки не соответствуют земным?

    - 14,5 земных суток на Луне - лунный день, и 14,5 суток - ночь. Лунные сутки - это 29 земных дней и ночей. У нас работал целый экипаж. Водители, штурманы, операторы остронаправленной антенны, которой нужно было управлять. Я сидел за пультом, передо мной - 35-сантиметровый экран, черно-белое изображение. На пульте водителя было 15 позиций, с помощью которых мы управляли луноходом. Вперед - две скорости, назад - одна, также были еще повороты направо, налево, повороты на месте и в движении. Бортинженер принимал всю телеметрическую информацию, хотя частично она была на наших стрелочных приборах. Пять человек получилось в каждом экипаже. Потому что сделали два расчета, которые менялись через каждые два часа работы. Перерыв, смена. Мы сидели в лифчиках с датчиками, и за нами наблюдали медики. Точнее, мы были телеоператорами, управляя луноходом по телевидению. Только сидели в отдалении от самого лунохода в 400 тыс. км. Изображение в виде черно-белого слайда приходило с Луны на пульт водителя через каждые 20 секунд. Была естественная задержка 4,1 секунды за счет скорости распространения радиоволн от Земли до Луны и обратно. Плюс аппаратурная, техническая из-за самого сигнала по малокадровому телевидению. Представляете: пока мы получаем картинку, луноход проходит 6 метров. Потому мы должны были не только видеть, но и предвидеть последующий ход.

    - А были неожиданности?

    - У нас при всех исследованиях всегда всё неожиданно. Потому что мы в этих ситуациях впервые в истории человечества. Например, луноход шагает и попадает в кратер. Я знаю, что попаду в кратер, но не знаю, когда это случится. Потому это происходит неожиданно. Но предсказуемо. Я знаю, что делать: закрываю панель солнечной батареи, поднимаю 9-е колесо, выключаю тормоза - и выхожу из кратера. Кратеры на Луне самые разные, от нескольких десятков сантиметров до десятков сотен метров. Но мы это проходили. На Камчатке, где проводились испытания у вулканов Шевелуч и Толбачик.

    - СССР всегда стремился опередить Америку?

    - В начале космической эры, начиная с запуска 4 октября 1957 года Первого искусственного спутника Земли, по всем космическим программам мы всегда были впереди, хотя бы на два-три месяца. Но никакой гонки не было, это все выдумка. Нами двигало лишь желание быть впереди. Это у русского народа в крови еще от Левши, блоху подковавшего, и от другого самоучки - Константина Циолковского. Не успели мы тогда закончить с освоением лунного пространства, Королев решил совершить полет к Марсу. Это воспринималось как фантастика. Я против таких терминов, как "Битва за Луну". Какая битва? Кто кого завоевывает? У человечества всё получится, если мы хотим исследовать, познавать космос. А не завоевывать, колонизировать его.

    - А все-таки сами на Луну хотели попасть?

    - И сейчас хочу.

    - Наша страна сейчас утратила свои позиции в космосе?

    - Технологически мы отстали лет на 20. Но сейчас догоняем. Я очень рад, что руководство страны обратило внимание на космическую отрасль, а молодежь вновь проявляет интерес к астрономии, робототехнике, исследованиям Вселенной. Если мы еще раз упустим время, отстанем навсегда.

    Поделиться