Потому что стала считать вещи и предметы, которые были и в моей семье. Точно такой же светильник - я выбросила его лишь в прошлом году, заменив на новый: надоел! Круглая вертикальная стиральная машинка - с подобной мы распрощались еще в 90-е, купив модную тогда "Малютку" (какой ужасной была эта "Малютка", не умеющая отжимать белье, в сравнении с суперсовременными стиральными машинами). Графин розовый с узором - выпуклыми виноградными гроздьями до сих пор где-то хранится и у нас, как и самовар. Сахарницу и щипчики у нас в доме также сохранили. Похожий примус я помню из детства - такой же был у моей бабушки, она готовила еду на нем на даче. Как и электроплитка со спиралью... Помню, как эту спираль разбирали-чинили, и она казалась мне похожей на металлическую гусеницу. Керосиновая лампа - пойди сейчас современным детям объясни, что это такое. А вот и портрет мамы создателя этого музея Валерия Агишева - Цовинар Исаковны Тукурян.
Это только кухня, но, как всякая женщина, я начала осмотр именно с нее. Хотя можно было бы и раньше. Мужчин непременно зацепила бы клюшка с автографом хоккеиста, коньки-снегурки или самокат с гербом СССР. Хоккейные перчатки, протертые до дыр - такие невозможно было достать.... Людей более старшего возраста привлек бы громкоговоритель - такие устанавливали не на улицах, а в домах и, наверное,... лапти.
Не случайно, когда приезжаешь в загородный дом, принадлежащий этой семье, первая, кто тебя встречает, бабушка Анна Степановна. Ей - 86 лет. И именно она в начале прошлого года открывала семейный музей, когда Валерий его сделал. Начала с "мемориальной" таблички, сработанной на заказ, на которой написано "Музей. Быт 50-х годов. Тукурян, Агишевых, Ивановых. Основан 9 января 1959 года" (почему эта дата - поясню ниже). Тогда эта табличка скрывалась под картиной. А сегодня - в доме, где встречается большая семья, есть специальный указатель: "Музей". Он ведет в подвал, и уже спускаясь в него, первое, что можно увидеть, - этот мемориальный знак.
В подвале музей разместился в пяти "комнатах". Есть прихожая - в ней меня больше всего поразила обувь, которую носили в 50-е годы прошлого века. Затем - Мойдодыр. Его Валерий сделал сам. Брови из щеток, разрезанных пополам. Глаза - из ситечка, которое кладется в раковину на кухне, за счет чего создается эффект больших ресниц. Потом - кухня, за ней - гостиная, спальня... А в другой стороне подвала - детская и кабинет.
Все сделано на крошечных пятачках пространства. Вот так и жили всегда наши люди, пытаясь обустроить скудные квадратные метры. В гостиной - старый приемник, патефон, транзисторы, черный громоздкий телефон. Все работает. По телефону можно позвонить, приборы - включить. Мы заводим на патефоне виниловую пластинку Клавдии Шульженко и под "Синий платочек" продолжаем осматривать музей.
- Вот как я объясню своим внукам, что такое патефон. Как он играет, заводится, скрипит. А так придут и увидят сами, - говорит Валерий.
Над патефоном в рамке висит ключ. Он - "точка отсчета" семейного музея. Первый экспонат как раз родом из того 1959 года. Этот ключ Валерий хранит с детства. Тогда они жили в Чарджоу, и дом дедушки закрывался большим замком. Замок нельзя было с собой взять. А ключ он, восьмилетний мальчишка, забрал при переезде и сохранил на всю жизнь. Есть в музее еще один экспонат - рубанок: его Валерий бережет с той поры, когда ему было семь лет. Тогда он еще играл на скрипочке-четвертинке (она, как и рубанок, тоже в музее - в детской), и в их дом - мазанку - пришел немец из пленных делать ремонт. Попросил поиграть на скрипке, что сделал виртуозно. А на следующий день принес в подарок мальчишке рубанок, сделанный собственноручно, специально для него.
Еще в гостиной на полке медицинские банки, раритетный прибор для измерения давления, ручная машинка для стрижки волос, часы на цепочке, настольная лампа… А в углу стоит... лопата.
На лопате, которую Валерий сохранил с той поры, когда уже в Тольятти (там потом жила семья) работал директором Парка культуры и отдыха Комсомольского района, есть автограф Валерия Ободзинского, а также - многих других известных людей, которые бывали у него в гостях. Последняя подпись поставлена 13 лет назад Александром Журбиным.
…Сундук, гобелен над ним, круглый стол в центре и венские стулья (такие же были и у моего деда), швейная машинка "Зингер", а на ней шкатулочка из морских камешков. Все живое, все - "дышит", стучат ходики, бьют часы с кукушкой, даже вода в графине на столе свежая. Так что, когда садишься на кожаный диван с подушечками, наволочки на которых вышиты крестиком, вставать не хочется. Чувствуешь себя частью другого времени, и в нем - уютно и по-домашнему.
А рядом в крошечной спаленке уместился шифоньер из черного дерева, открыв который можно увидеть одежду старых времен. Рядом - "его величество комод". В нем, в ящике - даже шелковое женское белье (сколько же оно тогда стоило - в советское время? Его же было не достать!) На комоде - железные бигуди, салфетки, старинные щипцы для завивки волос...
Страсть к бережливости у Валерия от мамы. Когда-то она сохранила все письма отца, который работал редактором в газете, а также написанную мужем повесть. "Как важно, когда в семье есть человек, особенно любящая женщина, которая сохранит творчество мужчины и память о нем", - подумала я. Повесть пролежала в шкафу 30 лет, а потом семья решила ее издать небольшим тиражом - просто для родных и близких. Сейчас готовятся к изданию и письма. Тридцать лет назад мама на одном из писем написала: "Валерию - в архив!" и тем самым словно обозначила направление, что главное в жизни.
Валерий, которому сейчас 65 лет, и хранил по жизни дорогие ему вещи. Хранил сумбурно, в разных местах, пока однажды в Тольятти не отвез их на дачу. И там они нашли свои места, "задышали", и душа успокоилась. Но впереди был переезд в Москву, где Валерий живет уже четверть века, а семья - 15 лет. Как же быть с таким количеством вещей и вещиц? Перевозили!
…Семейный музей Валерий сделал быстро и практически в одиночку. За несколько месяцев в прошлом году втайне от всех. Семья, которая приезжала в загородный дом чаще всего в праздники да на выходные, и не подозревала, какие работы ведутся в его подвалах. Валерий проводил коммуникации, накрывал старыми коврами полы, делал фотографии и вешал их на месте окон, мастерил книжные полки... Вот, например, в "детской" на таких полках разместились диафильмы и фотоувеличитель. А в кабинете - старая пишущая машинка и книги. Маркс, Энгельс, Жюль Верн... В нашем доме такие и даже более современные издания выбрасывают почти каждый день - ставят в стопку у консьержки. А тут вот они встали, как родные.
Когда Валерий устроил своей семье торжественное открытие музея и пригласил бабушку Анну Степановну на счастье и по чину войти первой, все, конечно, ахнули. А потом стали потихонечку гостей приглашать - гордиться. Родная сестра Валерия - Наталья Иванова - продюсер, в частности, она продюсировала фильм режиссера Веры Глаголевой "Две женщины", который вышел в прокат 25 января. В фильме снимался Рэйф Файнс, но его, к сожалению, смотреть музей не привезли. А вот Вера Глаголева с внуками была в нем. И не только она. Александр Журбин, Андрей Хржановский и другие гости оставляют свои записи в массивной Книге отзывов. Причем никто не пишет коротко - все как минимум на страницу: такое впечатление производит увиденное. Не говоря уже о том, что у каждого музей вызывает свои воспоминания. Например, строитель-таджик, увидев в спаленке на стуле серый платок, не смог сдержать слез - такой же был у его бабушки...
Многие вещи в музее знакомы, и не только со мной произошел эффект узнаваемости - ведь в Советской стране многое было универсально.
- Уже сделав музей, я как-то и поразился тому, что большинство вещей сделано в СССР, у нас в стране. Вот где воспитывать патриотизм, - признается Валерий.
…Не успеваем мы выйти из семейного музея и подняться в дом, как вдруг неугомонный Валерий признается нам, что это еще не все. Еще не отойдя от увиденного внизу, мы поднимаемся на третий этаж и видим там... Архивную комнату. В ней - фотографии, шкаф с документами семьи, стеллаж с теми самыми папиными письмами и музейные витрины, которые Валерий также сделал своими руками. В витринах выставлены документы - орденские книжки, зачетки, аттестаты, дипломы, удостоверения, комсомольские билеты, водительские права, справки, грамоты, газетные статьи... Каким-то невероятным образом все это уживается с развешанной вдоль стены коллекцией народных инструментов, которую собирает Юрий Иванов - муж Натальи. А в центре Архивной комнаты стоит компьютер. Выпуклый монитор - такие были раньше, громоздкая клавиатура... Но именно на этом компьютере Валерий собирается оцифровать все богатство семейного музея. Составить опись всех экспонатов, привести их историю, отсканировать фотографии... Много работы, но Валерий на этом не остановится - перед входом в музей он специально оставил большое пустое место на стене для генеалогического древа. Как оно будет выглядеть, пока непонятно. Но главное - замысел уже есть...
Между тем
Многие люди были бы не против того, чтобы создать свой собственный семейный музей. Но для этого нужно несколько необходимых составляющих. И прежде всего - человек в семье, который мог бы этим заниматься, у которого было бы свободное время. Также - свободные помещения - ими вполне могут стать чердаки или подвалы. И отношение к семейным старым вещам не как к ненужному барахлу, а как к драгоценностям, которые способны передать дух родных людей. Валерий, конечно, слышал в свой адрес обидные вещи, такие, как "кому это все нужно?", "зачем ты это делаешь?". Однако, теперь он спокоен: в таком музейном виде ни у кого из детей (их у Валерия двое), внуков (их - трое Наташа, Лиза и Илья), племянников не поднимутся руки все выбросить. Напротив, они будут гордиться сделанным, и сохранять уже другие - свои - вещи. Тем более, что это уже в генах семьи Тукурян, Агишевых, Ивановых.