Эксперт: "Восточный полигон" научит россиян строить новую жизнь

"Восточный полигон" - это название комплексного, прежде всего железнодорожного проекта. Речь идет о "расшивке" узких мест Транссиба и БАМа или - шире - о модернизации двух этих магистралей.

Когда я впервые услышал название "Восточный полигон", оно меня резануло, в нем явственно слышится что-то военное, от него буквально пахнет порохом. Но название можно понять и по-другому. Полигон - место, где проходит обучение, и совсем необязательно стрельба. Я и предлагаю задуматься о том, чему может и должен научить "Восточный полигон".

Запускается крупный инвестиционный проект. Вот цифры. Потребность в инвестициях на развитие БАМа и Транссиба оценивается в 562,5 млрд рублей. Прежде всего это государственные инвестиции. За счет Фонда национального благосостояния выделяется 150 млрд рублей, из федерального бюджета должно поступить 110,2 млрд рублей. Столько же - 260 млрд рублей - РЖД привлечет за счет государственно-частного партнерства. Кто эти частные партнеры, понятно: "Мечел", "СУЭК", "Норникель", "Евраз Холдинг". Только за прошлый год они вывезли с месторождений региона свыше 57,9 млн тонн ископаемых. А после реконструкции дорог, к 2020 году, цифра увеличится до 113,2 млн тонн. Заинтересованность налицо. Остальное - инвестиции РЖД.

Инвестиции - это именно то, в чем сегодня острее всего нуждается отечественная экономика. Тем более что, по известным расчетам российских специалистов, каждый рубль инвестиций в железнодорожную инфраструктуру дает 1,46 рубля мультипликативного эффекта для ВВП страны. То есть инвестиции в железную дорогу "будят" не только новые инвестиции в смежных отраслях, но и новый спрос.

Есть традиционное возражение со стороны либеральных экономистов о неэффективности госинвестиций, с которым я не могу согласиться. Там, где государство или его госкомпании берутся за проект, который может реализовать частник, они, действительно, как правило, уступают по эффективности частнику: мотивация, когда ты работаешь на себя или на государство, очевидно, разная. Но с "Восточным полигоном" ситуация принципиально иная. За такой проект частник просто не может взяться. Непреодолимый для него ограничитель в том, что инвестиции будут не окупаемы (в горизонте до 85 лет), если учитывать только прямые эффекты, а мультипликативный эффект может учесть государство, но никак не частник.

Так что же, если окупаемость "не видна", то и за проект браться не надо? Есть те, кто именно так и считает. Но, во-первых, без таких масштабных проектов нам не решить стоящие инфраструктурные проблемы, а без их решения не добиться увеличения частных инвестиций. Для частного инвестора развитая и эффективная инфраструктура значит не меньше, чем хороший инвестиционный климат. Во-вторых, подобные проекты по своему масштабу именно государственные еще и потому, что без них не произойдет ускорения развития территорий, а это государственная задача. В-третьих, в условиях наступающего кризиса крупный инвестиционный проект - это важная антикризисная мера. Как написал в одной из своих статей министр экономического развития Алексей Улюкаев, сейчас риски госинвестиций существенно ниже рисков отсутствия инвестиций.

Давайте оглядимся по сторонам. В ЕС на развитие железных дорог государства ежегодно тратят 48 млрд евро, а будут еще больше: принята "Программа объединения европейских инфраструктур", по ней суммарный объем инвестиций в период 2014-2020 гг. составит 26 млрд евро.

А теперь вернемся на "Восточный полигон". И вспомним, что Транссиб и БАМ не только имеют безусловное военно-стратегическое значение. Не менее важно другое: Транссиб в определенном смысле создал Россию, связав ее воедино, эта связь остро необходима. Но, по расчетам РЖД, на большинстве участков трассы Восточной Сибири и Дальнего Востока коэффициенты использования мощности перешагнули предельные значения. Значит, альтернативы модернизации Транссиба и БАМа просто нет.

Давайте вспомним Столыпина: "Деньги ходят по дорогам". Для экономики деньги - это жизнь. Нам давно пора активно развивать Восточную Сибирь и Дальний Восток. Почему - понятно и без многословных обоснований. Модернизация Транссиба и БАМа важна не только сама по себе. Это шаг к новому современному инфраструктурному стержню, который, в свою очередь, должен стать основной для развития прежде всего в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке новых производств, появления новых рабочих мест, если угодно, новых городов.

"Восточный полигон" должен научить нас не только успешно реализовывать крупные инфраструктурные проекты, не только выстраивать не на бумаге государственно-частное партнерство, не только эффективно противостоять кризису, но и буквально строить новую жизнь. Хватит только говорить о том, что нам нужна новая модель экономики, давайте прокладывать для нее новые рельсы.