Высшая школа экономики решила помочь поднять уровень обучения школьников

Более 30 образовательных комплексов из 9 округов Москвы объединились в университетско-школьный кластер, созданный Высшей школой экономики. Школам, расположенным в самых отдаленных районах столицы - Строгино, Южном Бутово и Бусиново - и не блещущим качеством образования, университет решил помочь поднять уровень обучения школьников.

Этот проект "вышка" запустила минувшей осенью. И хотя времени прошло немного, первые результаты есть. На днях их обсудили в московской гимназии N 1595. Чиновники, профессора, директора школ и учителя на этой встрече говорили о "перезагрузке", происходящей в школах кластера. Все учителя здесь уже прошли профессиональную переподготовку. Одни повысили свою квалификацию на курсах и семинарах, другие поступили в магистратуру ВШЭ, третьи занимаются самообразованием. Педагогам, которым необходимость собственного развития показалась лишней, пришлось уволиться. В итоге педсостав в большинстве школ обновился более чем на 20%.

Еще одна важная составная часть проекта - внедрение новых программ, созданных ведущими профессорами университета. Многие из них, кстати, по этим программам теперь преподают в "своих" в школах, подтягивая учащихся по истории, обществознанию, философии и математике. Говорить о коренном улучшении успеваемости пока рано. Но мотивировать детей к обучению, считает замдиректора комплекса N 1384 Татьяна Кретинина, удалось. По ее словам, их школу стало трудно представить без читающих учеников и учителей. Даже физкультурники, рассказывает она, теперь не выпускают книжку из рук. По всей школе поставили книжные шкафы, из которых каждый может взять домой сборник стихов или томик Толстого.

- Главное условие - вернуть книгу обратно на полку, оставив в ней закладку: зеленую, если произведение понравилось, красную - если нет, - говорит Кретинина. - Но почему-то детей чаще привлекают книги с красными закладками.

По словам замнаучного руководителя ВШЭ Льва Любимова, ребенок должен выйти из школы читателем, писателем, интеллектуалом и оратором, способным объясняться на двух языках. Он убежден: основа культурного капитала закладывается с 7 до 10 лет. Сейчас же в этом возрасте у детей - огромный провал.

- 20 лет назад ребенок приходил в первый класс, и у него был уже богатый словарный запас, состоящий из 5-6 тысяч слов, - сказал корреспонденту "РГ" Любимов. - Сегодня он еле-еле дотягивает до 3 тысяч слов.

На это во многом, по его словам, повлияли современные технологии. Поэтому детей так важно приучать к чтению и учить работе с текстом. Восполнить этот пробел и старается университетско-школьный кластер.