Новости

29.01.2015 00:01
Рубрика: Культура

Идеальный советский город

В Музее Москвы открылась выставка "Ясность цели"
Новая выставка "Ясность цели", открывшаяся на днях в Музее Москвы, посвящена архитектурным памятникам середины прошлого века, знаковым символам советской Москвы. Автор фотопроекта - Михаил Розанов, преподаватель архитектуры в Британской школе дизайна, чьи работы есть и в Третьяковке, и в Русском музее в Санкт-Петербурге, напомнил о по-настоящему культовых советских сооружениях и их уникальных архитектурных деталях. В объективе автора - министерство иностранных дел, Военная академия имени Фрунзе и, конечно, ВДНХ как образ "страны победившего социализма".

Устроители выставки считают, что она удивительно созвучна нескольким современным факторам: все чаще идут разговоры о великой Российской империи, и не только о ее прошлом, но и будущем, также сегодня переосмысливается целый пласт советской истории, многое сегодня видится иначе, чем еще 10-20 лет назад. ВДНХ не только вернуло старое советское название, но и переживает масштабную реконструкцию, призванную вернуть знаковому объекту былое величие. Именно такие монументальные здания, как МИД, Военная академия, ВДНХ и другие, по мнению организаторов выставки, и делали "сказку былью", но архитектурная "ясность целей" культовых советских воплощений так и осталась в мире иллюзий, прекрасная, но так и не осуществленная утопия создания рая на земле в Стране Советов.

- Эта экспозиция - история об идеале, о недостижимости счастья, - рассказал мне на открытии выставки "Ясность цели" ее автор Михаил Розанов. - Советская архитектура с ее мощной энергетикой красива, впечатляюща, но сегодня мы понимаем, что все это советское величие так и осталось очень красивой сказкой, а эти архитектурные шедевры - просто декорации будущего и несбывшегося счастья. В середине прошлого века из Москвы пытались создать идеальный город - настолько в нем все правильно, честно, строго. Это город, в котором должны жить идеальные и очень счастливые люди.

- На выставке много молодежи, вы и сами молоды, не говорили ли вам, что несовременно снимать советскую архитектуру, когда столько интересного для объектива в нынешнем мире? - спрашиваю Михаила Розанова.

- Нет, поверьте, все советское, в том числе и архитектурные шедевры, которые простоят века и будут радовать еще десятки поколений, - это сегодня очень современно.

Тему мы продолжили в разговоре с директором Музея Москвы Алиной Сапрыкиной.

- Людям очень интересно советское время: в этом зале у нас - фотографии культовых старых советских зданий, сделанных молодым фотохудожником-романтиком, а в соседнем - выставка "Советское детство", - рассказала директор Музея Москвы. - Эти две выставки перекликаются и создают единое стилистическое пространство. На выставку "Ясность целей" придут взрослые люди, которые смогут почувствовать атмосферу советского величия, в которой жили миллионы советских людей, а на выставку "Советское детство", где показан простой и добрый мир ребенка 60-80-х, люди могут прийти со своими детьми и внуками. Многие наши современники родом из СССР и им приятно вспомнить и о стране, в которой они родились и росли, как о ее величии, так и радостях счастливого советского детства.

Но не только архитектурные воплощения советской Москвы представлены на выставке "Ясность целей": музей открыл свои фонды и впервые выставил - в подкрепление идеи об идеальном городе для идеальных людей - удивительно оптимистичные скульптуры советских спортсменов.

Вот сильная мускулистая спортсменка с ядром (1959 год, каслинское литье) - весь ее облик, пластика показывает четко: это - победительница. Эта женщина может все, и не только коня на скаку остановить, и в горящую избу войти. Она ни в чем не уступит мужчине, и для нее оскорбительны любые намеки на то, что сила женщины - в ее слабости. Сила женщины - в ее силе. Так видится эта скульптура.

Мощь и сила человека даже в скульптуре "Городошники" 1959 года, хотя вроде изображена типичная бытовая сценка советского досуга (игра в городки - кегли сбить палкой - была в середине прошлого века одним из любимых парковых развлечений мужчин, ныне совсем забытая, хотя и замененная отчасти модным боулингом).

А уж как строго и рельефно очерчены мощные мускулы советских спортсменов, например, в скульптуре "Физкультурник", созданной неизвестным автором в 30-х годах прошлого века.

Идеальные, сильные и смелые люди для идеального советского величественного города - логично и убедительно выстроенная картина вселенского счастья в Стране Советов.

И конечно, бесспорным символом силы и красоты молодой женщины, идеальной советской женщины, считается знаменитая девушка с веслом. Многие сегодня относятся к ней с иронией (героиней скольких карикатур она стала!), и параметры у девушки явно не 90 х 60 х 90, и поза слишком пафосная, и поступь тяжела, но у многих она вызывает и восторг, и светлую ностальгию.

Также выставку "Ясность цели" Музей Москвы украсил подарочными вазами из своих запасников. Все вазы приурочены к большим датам.

- В советское время к юбилеям, знаменательным событиям принято было вручать вазы - с видами столицы, советской символикой, и обязательно - с дарственными надписями, - рассказала мне директор Музея Москвы Алина Сапрыкина.

Эту вазу с портретами Ленина и Сталина из рубинового хрусталя, специально изготовленную на заводе в Гусь-Хрустальном, трудящиеся Владимирской области преподнесли Москве в честь ее 800-летия в 1947 году. К этой же дате от трудящихся Ленинграда столица получила в дар роскошную золоченую фарфоровую вазу, сделанную вручную мастерами Ленинградского государственного фарфорового завода имени Ломоносова. Идеальному городу и его идеальным людям - идеальные подарки. Красивые символы счастливой сказки, оставшейся утопией, или реальные напоминания о великой советской стране, канувшей в прошлое?

Кстати

Выставка "Ясность цели" будет работать до 1 марта. Адрес: Москва, Зубовский бульвар, 2, Провиантские склады.

Культура Арт Актуальное искусство РГ-Фото