В Гродненском театре кукол поставили лермонтовского "Демона"

Элегантным финальным аккордом решил проститься с прошлым годом, двухсотым со дня рождения Михаила Лермонтова, Гродненский областной театр кукол. Здесь увидела свет премьера спектакля "Демон" по поэме великого русского писателя. Главный режиссер театра, автор постановки Олег Жюгжда в своем детище смог соединить на сцене ажурную утонченность российской аристократии конца XIX века и непосредственность детей гор, которые и являются главными героями повествования.

На первый взгляд сюжет поэмы прост и бесхитростен: в восточной семье готовятся к приезду жениха, но тому не суждено доехать до красавицы невесты. Он погибает от рук воинственных кочевников. Надломленная судьбой девушка находит утешение в любви высшего существа. Однако Олег Жюгжда считает, что в этой лаконичной истории достаточно глубины и колорита для создания сценической постановки:

- Лермонтовский "Демон" - мое любимое произведение. Когда-то им меня заразила моя мама, которая знала весь текст наизусть. Здесь совершенно сказочный сюжет. Ни прибавить ни отнять. На фоне богоборческих и философских мотивов идет мелодраматическая линия. Радость молодой девушки, несостоявшаяся свадьба, соблазнение, падение, крах надежд главного героя, которые он связывал с ожиданием любви...

Авторы постарались сохранить восточный дух произведения. Для этого воссоздали врубелевскую манеру ярких мазков, рисующую глубокую и узнаваемую картину: застолье, россыпь гранатов, замысловатые кувшины, ритмичный бой грузинских барабанов, сменяющийся духовной музыкой. Эксперимент себя оправдал. Публика в Малом зале театра, где проходят премьерные спектакли, готова стоять и сидеть в проходах. Билеты не достать - на представления приходится записываться заранее.

Главный режиссер театра говорит, что, если бы спектакль шел на большой сцене и в зале, вмещающем несколько сотен зрителей, было бы гораздо проще устроить всех желающих с максимальными удобствами. Но тогда потерялась бы камерность жанра. Когда магия сцены передается зрителю через блеск глаз, шорох ткани, звук дыхания актеров и малейшие движения марионетки.

Постановка "Демона" - далеко не первое произведение русских классиков, ожившее на сцене Гродненского областного театра кукол. Первым в 2010 году стал спектакль "Пиковая дама" по мистической повести Александра Пушкина, снискавший бесчисленное количество побед на различных республиканских и международных конкурсах. Спустя год был гоголевский "Вий". Страшная сказка для взрослых с летающими по сцене гробами и агрессивной нечистью. В Рязанском театре кукол Олег Жюгжда поставил спектакль "... и наказание" по Достоевскому:

- Наверное, нет ничего лучше и благодарнее, чем брать известный, раскрученный миф и развивать его свежим прочтением. Мне нравится доставать произведение из пыльных запасников и показывать, что это может быть интересно и актуально здесь и сейчас. Я не побоюсь утверждать, что именно благодаря постановке русской классики мы смогли приучить взрослых людей ходить в кукольный театр. Показали им, что здесь может рождаться не только сказка про мухоморчик, но и уникальное, магическое искусство, заставляющее зрителей возвращаться сюда снова и снова.

Взявшись однажды за постановку произведений великих классиков, очень сложно отказаться от этого благодатного источника. Особенным успехом у зрителей пользуются, казалось бы, невозможные для постановки на кукольной сцене произведения. Вот и сейчас, едва отыграв премьерные спектакли, руководитель труппы уже задумывается, какое произведение для работы выбрать следующим: чеховскую "Чайку" или "Господ Головлевых" по Салтыкову-Щедрину?

Олег Жюгжда считает, что сейчас самое подходящее время для новой жизни старых книг. В обществе стало модным если не быть начитанным интеллектуалом, то хотя бы им казаться. Кого-то удачный спектакль заставит заинтересоваться оригиналом, а кто-то в лучших традициях современности придет на постановку знакомого по школьной программе произведения, чтобы потом заявить, что "книга лучше". Существует и еще один нюанс. Русская классика не нуждается в дорогостоящей пиар-раскрутке. Все имена и названия говорят сами за себя, они сидят в подкорке практически у каждого образованного человека. Режиссеру остается только показать, насколько они современны и актуальны в наше время. Проще говоря, не разочаровать.

В тему

В 2012 году "Демон" был поставлен в Рязанском областном театре кукол. Московский режиссер Елена Оленина хотела сделать спектакль, который был бы понятен современным подросткам - потенциальным читателям "Демона". Наверное, именно поэтому кукла главного героя напоминает Человека-паука, а белые невидящие глаза - страшных героев комиксов и компьютерных игр...