Заняться научной деятельностью детям помогут STEM-центры

Большинство школьников мечтают о том, чтобы в будущем иметь хорошую работу и получать за нее большую зарплату. Но при этом почему-то все хотят устроиться на госслужбу или в офис, хотя во всех странах мира наибольший стабильный доход - у ученых и исследователей, занимающихся передовыми технологиями в самых разных сферах - от биологии до электроники. Причем прийти в науку можно еще во время учебы в школе - кроме желания и минимальных способностей к научно-техническому творчеству для этого ничего не надо.

Среди победителей конкурса Intel ISEF три Филдcовских лауреата и более 20 лауреатов Нобелевской премии. Intel ISEF - это ежегодное соревнование для школьников всего мира, разработавших интересные научные проекты в самых разных областях знаний. Российская команда школьников каждый год привозит оттуда солидный набор призов. Кто-то из ребят потом остается в науке, другие находят себе иное применение, но все они - состоявшиеся в жизни успешные люди. Причем, путь от школьной парты до ратуши Стокгольма, где чествуют нобелевских лауреатов, можно преодолеть всего за семь шагов.

Шаг первый

Чтобы стать исследователем, надо научиться исследовать. В школах по новому образовательному стандарту есть проектная деятельность, есть лабораторные работы по физике, химии и биологии, но именно проведению исследования там никто не учит.

- Учебные исследования отличают от научных тем, что они не предполагают получения нового научного знания, - объяснила директор образовательных программ Intel в России и странах СНГ Вера Баклашова. - Они довольно простые, их задача - научить исследовать. Например, провести серии опытов с яйцом, которое надо утопить в воде с разной концентрацией соли. Есть цель исследования, есть объект. Остается корректно провести опыты, измерить и описать результаты, научиться считать погрешности измерений, корректно сделать выводы. Это по силам даже ученикам младших классов. Часто бывает так, что толковые ребята, не имеющие такого опыта, приходят потом на кафедры вузов и преподавателям приходится тратить время, чтобы научить их этим простым вещам. Лучше это освоить заранее.

Эти знания, умения и навыки можно получить в кружках при домах творчества юных или на дополнительных занятиях в школе. Некоторые университеты сами проводят такие занятия со школьниками. Если у ребенка нет склонности к науке, ему станет скучно и он быстро потеряет интерес. И тогда разумнее будет поискать что-то другое, более подходящее конкретному ребенку. Зато, если все пойдет удачно, надо двигаться дальше.

Шаг второй

Теперь от учебных исследований надо переходить к настоящим. Но как это сделать? Ведь нужен, во-первых, научный руководитель, который подскажет, направит, поможет сформулировать действительно инновационную тему работы, и в дальнейшем поможетее провести. Во-вторых, требуется лаборатория: проводить качественные научные исследования без опытов и экспериментов по естественным и техническим наукам обычно не получается. И преподаватели, и лаборатории бывают на кафедрах университетов. Но как туда попасть простому школьнику?

- В этом году около тысячи российских школьников будут заниматься в STEM-центрах, - рассказывает Вера Баклашова. - STEM - английская аббревиатура из слов "наука, технология, инженерия и математика". Они открываются при участии местных управлений образования при вузах. И там с ребятами занимаются, как правило, аспиранты и доценты под общим руководством именитых ученых. Корифеям с детьми довольно сложно - им привычнее общаться с более взрослыми студентами, - а вот молодые ученые со школьниками справляются вполне успешно.

Чтобы попасть в STEM-центр не надо сдавать никакого экзамена, для семьи эти занятия бесплатны. Единственное, что может быть, - небольшое собеседование при знакомстве: чтобы будущий научный руководитель понял, что уже знает и умеет его подопечный, что ему интересно, что мотивирует.

Где искать STEM-центры? Во-первых, есть сайт, там можно оставить заявку. Но лучше придти на один из творческих конкурсов молодых ученых, например, "Ученые будущего" на "Фестивале науки" в МГУ, "Юниор" в столичном НИЯУ МИФИ, РОСТ в Нижнем Новгороде или любой другой. Ближайший конкурс проходит в эти выходные - 31 января и 1 февраля в НИЯУ МИФИ. Там можно увидеть реальные проекты, уже выполненные сверстниками. И там же собираются научные руководители, которые ищут школьников для реализации проектов, специально придуманных для юных исследователей.

Шаг третий

До сих пор STEM-центры были сосредоточены в двух городах: Москве и Нижнем Новгороде. Теперь к ним добавится еще с десяток центров по всей стране. Почти всегда занятия проходят в студенческих аудиториях и лабораториях при кафедрах вузов. В идеале, юным исследователям надо регулярно ездить в университет. Работать с группой удобнее, да и проекты обычно выполняет небольшая команда, а не один человек. Но, в крайнем случае, например, если ребенок живет в другом городе, руководитель может вести с ним переписку. Кроме того, проводятся тематические смены в летних лагерях.

- У нас цикл работы STEM-центров - с января по декабрь, - добавляет Вера Баклашова. - Чаще всего первые четыре месяца уходят на обучение ребят инструментам исследования и постановке задачи, а осенью они уже приступают к выполнению самой работы, чтобы до Нового года успеть ее закончить, оформить результаты и выступить с ней на конкурсе. Так что сейчас самое подходящее время, чтобы прийти в STEM-центр, ждать будущего года совершенно ни к чему.

Шаг четвертый

Конкурсы для юных исследователей проводятся по всей стране. Их довольно много. Как правило, и проезд, и проживание иногородним конкурсантам оплачивают организаторы или местные власти. Так что для семей молодых ученых дополнительных расходов возникает немного.

Впрочем, выиграть с первого раза в таких состязаниях довольно сложно. Ведь надо не только представить интересную работу, но еще и защитить ее, ответить на вопросы членов жюри и скептиков. Для этого нужны уже другие навыки: умение выступать на публике, объяснять, рассказывать, переубеждать, доказывать.

- Наши школьники довольно неуверенно себя чувствуют, выступая на публике, поэтому при общении с жюри они могут бледнеть, краснеть, даже расплакаться, - замечает Вера Баклашова. - Часто первый опыт участия в конкурсе уходит на преодоление проблем с коммуникацией. Зато потом, после 1-2 мероприятий, ребята спокойно выступают по любому поводу и перед самой разной аудиторией. И это очень ценный жизненный навык, полезный в любом случае, независимо от выбранной профессии.

Кроме того, победа в крупных конкурсах, помимо славы и вполне весомых призов, дает разные льготы при поступлении в вузы. Чаще всего - 100 баллов ЕГЭ по профильному предмету. Такую же льготу получают призеры и победители олимпиад, проводимых под эгидой "Российского союза ректоров".

Шаг пятый

Школьники, проекты которых победили на национальных турнирах, попадают в российскую команду для участия в международном конкурсе Intel ISEF. Там собираются несколько тысяч юных исследователей изо всех стран мира. Их работу оценивают эксперты, среди которых нобелевские лауреаты, ведущие действующие ученые, легенды мировой науки. Они с интересом знакомятся с "детскими" проектами, хватаются за свежие идеи и интересные гипотезы. Убеленные сединами ученые мужи на полном серьезе обсуждают со своими юными коллегами представленные ими проекты.

На финале ISEF обычно бывает довольно много призов. Многие корпорации поощряют перспективные идеи в своих отраслях знаний, а ведущие университеты выдают школьникам гранты на обучение. Так что с наградами уезжают не только абсолютные победители в своих категориях, но и все, придумавшие что-то по-настоящему интересное.

Шаг шестой

Участники финала Intel ISEF, как правило, без проблем поступают в университеты: или по выигранным на конкурсе грантам, или по полученной за российский турнир льготе, или просто сдавая ЕГЭ на высокие баллы - для умных ребят это испытание почему-то оказывается вполне по силам, и за 15 лет проведения и поддержки школьных научно-технических конкурсов это уже доказанная закономерность.

Для получения Нобелевской премии остается только хорошо учиться, продолжать исследования, совершать открытия, защищать научные степени. Если захочется заняться более практическими делами, всегда будет возможность уйти в "реальную экономику". Таких специалистов у себя ждут самые известные компании и корпорации, они готовы предложить им самые престижные вакансии и достойную оплату.

Шаг седьмой

Если же бывший молодой исследователь решит остаться в науке и совершит серьезное открытие, то вполне может претендовать и на Нобелевскую премию. А почему нет?