Накануне встречи глав внешнеполитических ведомств ЕС новый премьер Греции Алексис Ципрас в телефонном разговоре с главой европейской дипломатии Федерикой Могерини высказал недовольство тем, что от имени глав государств и правительств ЕС была распространена декларация, в которой Москве угрожали новыми санкциями. Новому министру иностранных дел Греции Никосу Котзиасу на заседании Совета ЕС на уровне МИД предстояло разъяснить, что ужесточение санкций против России не соответствует позиции нового правительства Эллады.
О том, какой будет позиция Афин в отношении России, Алексис Ципрас еще будучи лидером ведущей оппозиционной партии Греции рассказал "РГ" во время визита в Москву.
НАТО полностью заморозило сотрудничество с Россией из-за ситуации на Украине, а ЕС грозит вводом новых санкций в отношении Москвы. Считаете ли Вы такую политику оправданной?
Алексис Ципрас: Нет, я не согласен с таким подходом. Это будут санкции во вред Европе. Считаю, что ЕС должен не принимать санкции против России, а вести диалог и искать совместно с Москвой пути мирного выхода из сложившегося положения. Об этой официальной позиции нашей партии я неоднократно заявлял не только в Греции, но и на уровне Европейского Союза.
Какой в случае прихода вашей партии к власти будет политика Афин по отношению к России?
Алексис Ципрас: Мы на серьезной основе работаем над переориентацией отношений между нашими странами с тем, чтобы эти отношения носили стратегический характер. У нас более энергичный подход к внешней политике Греции, которая должна стать многовекторной. Действительно, Греция - это страна-член Евросоюза и НАТО, но одновременно мы считаем, что Греция должна иметь свою независимую политику по отношению к другим странам. А не быть страной, послушно выполняющей директивы из-за границы. Мы хотим, чтобы объединенная Европа работала вместе с Москвой. Это нужно для создания системы безопасности от Атлантики до Урала, которая невозможна на нашем континенте без России.
Несмотря на крупный пакет финансовой помощи, полученный Грецией от "тройки" кредиторов, экономика Эллады находится в тяжелом положении. Когда следует ожидать выхода Греции из рецессии?
Алексис Ципрас: Греции были выделены деньги не для того, чтобы спасти нашу экономику, а для того, чтобы спасти европейские банки-банкроты. Из всей суммы денег, выделенных Афинам в рамках программы по выходу из кризиса, реальному сектору экономики досталось около двух процентов, а остальные деньги ушли на погашение процентов по ранее предоставленным и просроченным кредитам. Сама же программа, в рамках которой выделялись средства, была направлена на полное разрушение всех секторов греческой экономики и ее социальной базы. Цель заключалась не в выводе Греции из кризиса, а в превращении страны в долговую колонию. В результате этого Греция потеряла свою самодостаточность, а греки сегодня чувствуют себя очень униженными.