Если бы самолет продержался в воздухе еще полсекунды, в числе пострадавших могли оказаться дачники (вблизи аэропорта находится очень много дачных участков). Не самые приятные минуты в жизни пережила Ольга Копытова, над домом которой, с ее слов, самолеты "как раз взлетают". Женщина рассказала, что занималась на участке делами, когда ее внимание привлек сильный гул самолета, а потом страшный металлический скрежет, не свойственный взлетающим самолетам.
- Вижу, что взлетает самолет на критически низкой высоте, - рассказала свидетельница. - Мне показалось даже, что эта махина летит на меня - очень сильный был испуг. Борт летел очень низко, но почему-то вздернув кверху нос. А потом самолет накренило, он упал и взорвался. Металлический скрежет был такой тяжелый, что я даже не знаю, с чем его сравнить, - такой леденящий звук.
Необычное звучание двигателей отметила и свидетельница Тамара Мудрова. По ее словам, она долго жила в Приморье возле военного аэродрома и 25 лет имеет дачу рядом с "Туношной", поэтому хорошо знает звуки взлетающих самолетов. В случае с Як-42 все было нестандартно.
- К взлетающим самолетам мы привыкли, но на этот раз меня насторожил странный звук двигателя, - говорит свидетельница. - Сложилось такое ощущение, что он работал в разных режимах. Не было последовательности, какая обычно бывает при взлетах. Над тем местом за границей аэропорта, которое видно с моего участка, самолеты уже бывают в воздухе, а этот промелькнул внизу, после чего раздался взрыв. Он не летел, он двигался параллельно земле, это даже полетом нельзя было назвать.
По словам обеих свидетельниц, самолет в воздухе не взрывался - взрыв произошел после столкновения с землей.
Несколько дачников, вызванных в суд, не смогли явиться на заседание. По ходатайству потерпевших суд принял решение вызвать их повторно. Кроме того, в качестве свидетеля в суд будет приглашен туношенский медработник, якобы слышавший взрыв, когда самолет еще находился в воздухе.
Начиная с 10 февраля для дачи показаний на процесс будут приглашаться руководители и сотрудники учебного центра, где проходили подготовку члены экипажа погибшего самолета, сотрудники Росавиации, Министерства транспорта и Госавианадзора.
Борттехник Александр Сизов (как выяснилось, он был на Як-42 борттехником, а не бортинженером и отвечал за электронику и электрику самолета) вызывается на 12 февраля. Но в суде сообщили, что у него произошло обострение заболевания, и сейчас он находится на лечении.
- Если ему позволит состояние здоровья, он должен приехать, - пояснил судья Вячеслав Востриков.
Не определена пока и дата, когда в суд для дачи свидетельских показаний сможет прийти гендиректор ХК "Локомотив" Юрий Яковлев - у него напряженный рабочий график.