К 31 января цены увеличились на 20-30 процентов по сравнению с декабрем прошлого года, подсчитал руководитель департамента аудио-видео техники и Коммерческого департамента потребительских продуктов Panasonic Россия Сергей Кожевников.
"Сейчас на рынке очень неровная ситуация, - продолжает Гуськов. - Кто-то поднимает цены, а кто-то хеджировал свои риски заранее и может продать технику даже по более выгодному предложению, чем в Европе. Причем это касается не только отечественной продукции, но и иностранной техники класса премиум. Хотя это единичные случаи".
В целом, по его словам, цены будут подниматься и дальше. Однако пока нельзя дать прогноз, насколько сильно. Первый квартал, а особенно первый месяц года, - самый вялый сезон после новогоднего всплеска. Так что какие-то точные цифры по рынку можно будет рассчитать только к весне, уверяет Гуськов.
По прогнозу руководителя направления "Финансы и экономика" Института современного развития Никиты Масленникова, импортные товары весной могут подорожать примерно на 30 процентов, поскольку это будут уже поставки по новым договорам, заключенным с учетом резкого роста курса доллара и евро.
"Цены на рынке начали понемногу увеличиваться уже в ноябре прошлого года, а в конце декабря этот процесс ускорился, - напомнил Кожевников. - Однако в рознице рост цен на электронику еще не догнал курсовые колебания благодаря наличию значительных складских запасов".
Особняком стоит сегмент цифровой техники. "Мы отметили массовое подорожание планшетов, ноутбуков и смартфонов. По отдельным брендам цены выросли на 60, а то и на 80 процентов", - отметил Гуськов. При этом, по его словам, есть товары, которые почти не подорожали. Это крупная бытовая техника и частично телевизоры. "Я, например, в январе купил себе телевизор иностранного производителя, который стоил столько же, сколько и раньше".
И, конечно же, ценовая волна практически не затронула товары, произведенные в России. Но их на рынке не так уж много. Степень локализации собираемых в России или Евразийском союзе, например, телевизоров и холодильников обычно не превышает 30 процентов.
"С увеличением цен, безотносительно общей рыночной ситуации, спрос на электронику будет снижаться - ведь доходы граждан не увеличиваются, - отмечает Сергей Кожевников. - На рынок повлияет и снижение ВВП, которое ожидается на уровне 3-5 процентов".
Свой вклад в увеличение цен в ближайшей перспективе внесет и новый утилизационный сбор на бытовую электронику. Естественно, затраты на него производители техники заложат в ее себестоимость.
Кроме того, влияние продолжит оказывать низкий курс рубля по отношению к доллару и евро. Если считать, что рублевый доход граждан, направляемый на покупку электроники, останется неизменным, то в долларовом эквиваленте рынок может сократиться пропорционально росту курса доллара. Однако в количественном выражении падение будет не столь сильным - рынок может поддержать переориентация спроса на более бюджетные аналоги, в том числе собираемые в России, добавил представитель Panasonic.