02.02.2015 00:10
    Поделиться

    Хуснуллин: Снижать темпы жилищного строительства Москва не намерена

    Снижение инвестиционного рейтинга Москвы не повлияет на работу стройкомплекса города
    Марат Хуснуллин, заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства, приехав на "Деловой завтрак" в редакцию "Российской газеты", своей привычке не изменил. Бегом взбежал по лестнице на девятый этаж. Когда встречающие его хозяева поднялись на лифте, он, ничуть не запыхавшись, был уже готов отвечать на вопросы журналистов.

    Марат Шакирзянович, накануне Stadard & Poor's понизил рейтинг Москвы до мусорного уровня. Как это повлияет на работу стройкомплекса Москвы и его планы?

    Марат Хуснуллин: Считаю, что напрямую никак не повлияет. Почему? Основной объем инвестиций в Москве исторически российский. Объясняется это тем, что Москва не только административная столица России, но и финансовая, в которой находится 85-90% всего капитала страны. Кроме того, самый высокий покупательский спрос всегда тоже в Москве.

    Поэтому сам по себе рейтинг на экономическую ситуацию в городе не повлияет. Но косвенно, конечно, может сказаться. Например, банки могут ограничить финансирование строительных организаций. Но это все-таки незначительно повлияет на ввод той же недвижимости. В прошлом году он был в Москве рекордным за всю историю города: почти 9 млн кв. м. Но главное, мы построили почти 100 км дорог, 30 искусственных сооружений в виде пятиуровневой Бусиновской транспортной развязки, сложнейшей трехуровневой развязки на Дмитровском шоссе. Создали беспрецедентный задел для продолжения строительства метрополитена - у нас сейчас строится 60 км подземки! Такого никогда не было! И все это - за один прошлый год.

    Что впереди? Выдано на 40 млн кв. м разрешений на строительство недвижимости. Чтобы инвестиции из города не ушли, когда экономическая ситуация начала ухудшаться, мэр принял решение оказать инвесторам максимальную поддержку в решении всех вопросов. И только в декабре мы приняли большое количество очень крупных проектов, которые будут реализовываться в промышленных зонах и в Новой Москве. Поэтому пусть даже инвестиционный потенциал немного снизится, но провала в 2015 году у нас все равно не будет.

    А сколько недвижимости вы планируете ввести за этот год?

    Марат Хуснуллин: Как и в 2014-м, порядка 9 млн кв. м. Это будет зависеть от целого ряда мер, которые мы ожидаем от правительства РФ, адресованных прежде всего банкам. Кроме того, очень важное обстоятельство - ипотека, касающаяся большого количества россиян. Если она получит государственные меры поддержки, то люди, безусловно, будут ее брать и дальше, строить и покупать жилье.

    То есть снижать темпы жилищного строительства Москва тоже не намерена?

    Марат Хуснуллин: Если ипотека будет, жилье точно не просядет. А мы, между прочим, в прошлом году сдали 3,2 млн кв. м, что чуть выше запланированного. Для сравнения: в 2010 году, когда нынешний состав правительства Москвы начинал свою работу, было введено в строй меньше 2 млн кв. м. За это время мы как-то выровнялись и вышли на планочку в 3 млн кв. м. И меньше строить не планируем.

    Марат Шакирзянович, посоветуйте москвичам, стоит ли сейчас, когда курс доллара такой нестабильный, покупать квартиру?

    Марат Хуснуллин: С покупкой квартир в Москве стоит воздержаться до марта. Что бы ни говорили аналитики, к принятию решения на этот счет надо взвешенно подходить. Особенно если квартира приобретается в инвестиционных целях. Сейчас в долларовом выражении жилье стоит дешевле, а в рублях дороже. Рынок затормозился. Показательным будет март. Если банки начнут выдавать ипотеку и продажи возобновятся и выйдут хотя бы на уровень 50% от докризисного, вот тогда и можно покупать. Если же рынок будет стоять и дальше, надо будет еще подождать.

    За минувший год в Москве ввели почти 9 млн. кв. м. недвижимости - это абсолютный рекорд

    Ждать, даже если есть деньги?

    Марат Хуснуллин: Да. Но в чем плюс Москвы? Вложения в столичную недвижимость, если они сделаны не на пике цены, не теряются. Мы анализировали кризисы 1998, 2003-2004, 2008 годов... Синусоида везде практически одна и та же. Цены то опускаются, то поднимаются, но в конечном счете всегда отыгрываются. И об этом знаем не только мы, судя по тому, что все более-менее обеспеченные люди в стране считают, что должны иметь квартиру в Москве. У одних дети учатся в столичном вузе, другие приезжают сюда в командировки и предпочитают останавливаться дома, а не в гостинице, третьи - вкладывают деньги как инвестиции: инвестиционные вложения - это примерно 30% покупаемого жилья в новостройках. Это в свою очередь подогревает и спрос на них, и цены.

    Марат Шакирзянович, в последнее время партия "Яблоко" упрекает вас в сносе дома купца Ефима Привалова. Даже митинг созывали по этому поводу, требуя вашей отставки за то, что столица потеряла за последние четыре года 40 памятников истории и культуры. Что вы скажете на этот счет?

    Марат Хуснуллин: Это дешевый популизм. Хочу сообщить, что городская комиссия, которой навесили ярлык "сносной" и которая рассматривает вопросы осуществления градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия, в подавляющем большинстве случаев принимает решения о сохранении исторических зданий. Решения о сносе принимаются в исключительных случаях. Я же, хотя я и являюсь председателем этой комиссии, имею в ней всего один голос, в то время как в комиссии - 14 человек, а любое решение, напомню, принимается большинством голосов. Ну и самое главное, здание, построенное по проекту архитектора Эрнста-Рихарда Нирнзее, вокруг которого подогревается ситуация, не имеет статуса памятника культуры, на что имеются все подтверждающие документы.

    Право на застройку под этим домом инвестор получил еще задолго до нашего прихода в правительство Москвы - до 2010 года. И если бы сейчас этот инвестор, подал в суд, то город, конечно же, проиграл бы его. Ибо на руках у него имеются все разрешения, полученные еще до меня и до Сергея Семеновича Собянина. Впрочем, инвестор был готов и не строить, но при условии, что город вернет ему уже потраченные на расселение этих домов 4 миллиарда рублей. Да, мы могли отдать ему эти деньги из столичного бюджета, но при этом пришлось бы отказаться от строительства целого километра метро. Такая цена правительство Москвы не устроила.

    Лично у меня позиция инвестора вызвала уважение, потому что в итоге он сказал: Москва мне тоже небезразлична, и пусть даже в ущерб своей экономике, я фасады этого дома Нирнзее сохраню. И поверьте, пройдет два-три года, и все мы будем приходить на это место и любоваться тем реально красивым домом, не потерявшим свое лицо, который там появится вместо помойки, которую москвичи наблюдают много лет.

    Если же говорить о памятниках в Москве вообще, то столько, сколько сделало правительство Сергея Собянина для их сохранения, не делало до сих пор ни одно предыдущее городское правительство. За эти четыре года в разы выросло количество отреставрированных зданий, относящихся к историческому наследию. А главное, еще в самом начале мэр однозначно выступил за сохранение 187 памятников, о сносе которых тогда говорили как о решенном деле. Но об этом почему-то ни одна политическая партия не вспоминает. По каждому из этих сохраненных исторических зданий я лично доводил до логического конца каждое решение - с каждым инвестором, который в результате лишался строительной площадки. По сути, мы вели чуть ли не настоящую войну, рискуя в том числе и личной безопасностью - воспринимали-то застройщики это наше решение по-разному, поступали в наш адрес и угрозы. Поэтому я вполне допускаю, что митинг, о котором вы говорите, был просто заказом тех недовольных.

    Еще один вопрос. Правда ли, что спорткомплекс "Лужники" и смотровую площадку на Воробьевых горах к чемпионату мира по футболу, который Москва примет как хозяйка в 2018 году, свяжет канатная дорога?

    Марат Хуснуллин: Правда. Я считаю, что это очень хорошее решение и ничего сложного в его реализации нет. Дело в том, что на Воробьевых горах опоры для канатной дороги уже есть. Что нужно сделать еще? Поднять эти опоры в высоту и сделать еще две опоры в "Лужниках". И пустить между ними канат. Думаю, от желающих воспользоваться такой дорогой не будет отбоя. Ведь стадион "Лужники" к чемпионату мира по футболу, который Москва примет в 2018 году, станет настоящим шедевром. Он не только войдет в десятку крупнейших в мире футбольных арен, но и будет спортивным объектом мирового уровня, за который нам уж точно не придется стыдиться. И за саму Большую спортивную арену, и за благоустройство, и за новый бассейн...

    Это место вообще будет очень притягательным. Уже сейчас проложен пешеходный маршрут от центра города до Воробьевых гор. А когда можно будет оттуда еще проехаться по канатке в "Лужники", это, безусловно, станет еще одним большим плюсом и для москвичей, и для гостей города.

    Желание прокатиться по канатной дороге "подогреет" уникальный медиаэкран, который займет всю крышу "Лужников". Он станет вообще самым крупным в мире медиаэкраном на крыше и будет прекрасно смотреться со смотровой площадки Воробьевых гор. Это сложное решение, но оно нас не пугает.

    Канатная дорога будет построена на средства бюджета Москвы?

    Марат Хуснуллин: Нет, на инвестиционные. И инвестор, готовый вложить деньги, уже есть. Мы его всячески поддерживаем.

    Полный репортаж с "Делового завтрака" с Маратом Хуснуллиным читайте в одном из ближайших номеров "РГ".

    Поделиться