Как было задумано ее организаторами, а это фонд "Историческая память", работавший при непосредственном участии историков из России, Белоруссии, Латвии, выставка, являясь международным проектом, должна была изначально пройти в парижской штаб-квартире ЮНЕСКО. По состоянию на день открытия 26 января все было согласовано с секретариатом международной организации.
Однако вмешалось латвийское представительство при ЮНЕСКО. Буквально за неделю до этого, получив соответствующие инструкции из Риги, оно заблокировало экспозицию. Причем с очень странной мотивировкой: якобы она могла повредить имиджу Латвии "в период ее председательства в ЕС".
- Мы были крайне удивлены тем, что рассказ о преступлениях нацистов и их пособников, как полагают латвийские представители, отрицательно скажется на имидже их страны, - заявил "РГ" президент фонда "Историческая память" Александр Дюков.- На мой взгляд, это может произойти в том случае, если Рига ассоциирует себя не с жертвами, а с нацистскими преступниками. Возможно, такая ассоциативная связь, такое представление об истории там считается адекватным. Но для меня это, по меньшей мере, загадка. Хотелось бы надеяться, что это не так.
Узнав о том, что над выставкой нависла угроза, возмутились французские общественные организации, в том числе ветеранские. Вместе с фондом "Историческая память", представительством РФ при ЮНЕСКО они в сжатые сроки нашли другую парижскую площадку для экспозиции. Ее предоставил Российский центр культуры и науки (РЦКН) на улице Буассьер. Можно представить, сколько было затрачено усилий, чтобы в считаные дни развернуть там уже полностью "сверстанную" для ЮНЕСКО экспозицию.
На ее открытии председатель французского Объединения в поддержку Организации европейского единства (ROUE) Мишель Гримар латвийский запрет шагом, заслуживающим "самого глубокого сожаления".
- Память не может исчезнуть, - заявил он. - Речь идет о депортации в концлагерь детей: лагерь смерти Саласпилс в Латвии. В этом лагере погибли более 12 тысяч детей, среди которых были и дети моложе шести лет, разлученные со своими матерями.
На экспозиции в стенах российского центра представлены уникальные документы. Фотографии, ценные архивные документы, достоверные свидетельства тех, кому чудом удалось выжить в аду концлагеря Саласпилс, этого "балтийского Освенцима", где гибли русские, поляки, евреи, белорусы, латыши, а у истощенных малышей выкачивали кровь, которую поставляли в военные госпитали Третьего рейха. Кстати, не верхом ли цинизма и стремления исказить страшные страницы истории является тот факт, что в официальной книге "История Латвии, ХХ век" эта фабрика смерти названа "воспитательно-трудовым" лагерем?
Те парижане, которые побывали на выставке "Угнанное детство", уходили, потрясенные до глубины души. Многие говорили о том, что ее должны увидеть как можно большее число соотечественников