Новости

03.02.2015 00:40
Рубрика: Экономика

Помощь по списку

Кластерные инициативы сведут в реестры
До 30 ноября 2015 года во всех субъектах РФ должны появиться реестры кластерных инициатив, чтобы претендовать на господдержку из федерального бюджета. Пока процесс застопорился на доработке самого документа - Стандарта промышленного территориального кластера. Его разработкой занимаются Ассоциация инновационных регионов и Агентство стратегических инициатив. Они вынесли нулевое чтение подготовленного документа на экспертную дискуссию, которая прошла на Гайдаровском форуме.

По словам директора департамента социального развития и инноваций минэкономразвития Артема Шадрина, документ с методическими рекомендациями по деятельности инновационного территориального кластера был утвержден в начале апреля прошлого года. "В нем прописаны принципы деятельности этих организаций, механизмы формирования и управления работы, первоочередные мероприятия", - заметил Шадрин. По его мнению, в разрабатываемом сейчас стандарте необходим чуть меньший акцент на научную и инновационную составляющую, ведь у промышленных кластеров своя специфика и больший акцент делается на маркетинг, систему управления качеством, вопросы, связанные с управлением производственными цепочками.

Почти год эксперты спорят, на кого должен быть рассчитан промышленный кластер, какие ключевые признаки его отличают. Вера Авдеева, эксперт АСИ, недоумевает: "До сих пор нет понимания, кто является адресатом кластера". Ясно лишь одно - работать в кластере можно будет на добровольных началах. Она считает, что его конечным потребителем должны быть не только территории, а сами предприниматели. И резонно замечает, что успех работы кластера зависит от сильного управленческого звена, поэтому необходимо прописать в документе, как будет осуществляться его координация.

- Этот документ должен отвечать на запросы бизнеса, в конкретном случае бизнеса регионального, - уверен исполнительный директор Ассоциации инновационных регионов России Иван Бортник. - Разработанный нами стандарт должен помочь предпринимателям быть более конкурентоспособными.

По его словам, кластеризация поможет легче пройти кризис: "Кластеризованные предприятия упали в кризис условно на 15%, а другие рухнули на 20%". Он выделил три основных критерия, характерные для промышленного кластера в регионе: самоорганизация, перспективы выхода на глобальный рынок, доля в ВРП.

По словам экспертов, необходимо расширить количество участников кластера, их должно быть много. В отличие от зарубежных кластеров, насчитывающих порой не одну сотню участников, в нашей стране они пока исчисляются десятками. "Кластеры различны по моделям, и синергетический эффект, на который мы рассчитываем, наступает именно при большом числе участников. Поэтому одна из задач, которую мы решаем, это вовлечение участников в работу кластера и расширение их состава", - заметил Артем Шадрин.

Конструктивных предложений по усовершенствованию рабочей версии промышленного стандарта ждали от приглашенных на дискуссию представителей региональных органов власти. Первый заместитель председателя правительства Ульяновской области, министр стратегического развития и инноваций Александр Смекалин высказал сомнения, что участнику кластера необходим полный набор преференций, прописанный в стандарте. "К примеру, нашему мебельному кластеру понадобился только техпарк, чтобы выйти из гаража, другие формы поддержки его попросту не интересуют", - поделился он.

В свою очередь вице-губернатор, министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Александр Кобенко уверен, что "формируя инновационный потенциал региона, необходимо его обязательно увязывать с развитием кластера". Сейчас же, по словам экспертов, чтобы кластер получил господдержку, ему приходится стучаться в разные "окошки". "Когда будет сформирован реестр кластерных инициатив и будут выявлены глобальные игроки, для которых будет предусмотрена пакетная поддержка, тогда не придется ходить с протянутой рукой, - уверен Иван Бортник. - Причем должно быть обеспечено широкое участие всех организаций, входящих в состав кластера, в механизме управления: на этапе планирования, бюджетирования деятельности специализированной организации, подготовки предложений о механизме использования господдержки". Артем Шадрин отметил, что это имеет большое значение, поскольку кластерам далеко не всегда удается выстроить систему равного доступа к механизму принятия решений. "Это одна из наиболее важных задач - процедура участия членов кластеров в принятии решений", - пояснил он.

В Башкортостане уже сформировано 5 кластеров, и как рассказал заместитель премьер-министра правительства республики Дмитрий Шаронов, уровень развития каждого определяется его потребностью.

В то же время он не верит в самоорганизацию, как основной критерий, характерный для кластеров. "Мы каждый раз убеждаем их работать вместе, - поделился опытом Шаронов. - Как только месяц не встречаемся - участники кластера начинают "засыпать", поэтому для организации работы нужна управляющая компания". По его словам, основной проблемой для вхождения в кластер является боязнь недобросовестной конкуренции со стороны компаний, особенно в нефтехимии. В связи с этим эксперты предложили внести в критерий Стандарта право компаний на добровольное участие в работе кластера. У представителей регионов во время дискуссии возникали вопросы, как на практике посчитать ключевые показатели развития территориального кластера, прописанные в документе. Например, сложности могут возникнуть с расчетом темпов выручки организаций кластера в реальном выражении по отношению к предыдущему году. Непонятно, как считать, регионам для этого нужны дефляторы, методические указания по расчетам. Кроме того, из рабочего документа пока неясно не только как измерять, но и как сравнивать кластеры между собой.

Как показывает практика в регионах, где существуют один или два пилотных кластера, как грибы после дождя появляются следом третий, пятый и даже седьмой. По словам Артема Шадрина, это нормальный процесс, когда объектом поддержки становится не отдельное предприятие, а их связка (поставщики, смежники, образовательные организации, научные организации). И в этом случае, по его словам, речь идет о самоорганизации кластера - организации кооперируются, что позволяет им более эффективно конкурировать и развиваться. "Поэтому новый стандарт действительно нужен, но он должен разрабатываться на основе накопленного опыта", - подчеркнул чиновник. И добавил, что кластеры должны быть частью стратегического планирования развития госпрограммы развития территории.

По его словам, важно увязать программы, связанные с развитием дорожного строительства, транспорта, энергетики, с задачами, которые ставятся на развитие кластера. Это возможно через схемы территориального планирования, соответствующие плановые документы. "Необходимо, чтобы при разработке и актуализации схемы планирования учитывались потребности кластера и, наоборот, участники кластера выдвигали соответствующие предложения по корректировке смежных плановых документов развития территорий", - пояснил директор департамента минэкономразвития.

Как правило, кластер создает предпосылки для увеличения инвестиционной привлекательности регионов, формируя ожидания, связанные с подготовкой сертификатов, привлечением якорных участников кластера, что тесно связано с тем, насколько успешно регион выстраивает систему привлечения инвестиций. "Соответственно, вопрос инвестиционной политики должен быть настроен на стандарт развития кластера", - подвел итог Артем Шадрин.

Экономика Отрасли Промышленность Экономика Казна Бюджеты регионов
Добавьте RG.RU 
в избранные источники