Для всех трех сегментов основная модель монетизации - это комиссия с привлеченных средств, она составляет, как правило, 5-10%. По данным J son&Partners Consulting, в сегменте краудлендинга средний объем выдаваемых кредитов лежит в диапазоне 10-20 тыс. руб., а средняя процентная ставка составляет 0,5-1,5% в день.
"Ставки - это прямая договоренность между кредиторами и заемщиками, т.е. здесь работает "невидимая рука рынка": кредиторы одалживают средства по ставкам, устраивающим заемщиков, - отметила генеральный директор Fingooroo.ru Ольга Святченко. - Разумеется, в ставку заложен риск невозврата, и, если у заемщика рейтинг "Новичок", обычно это ставка около 1% в день. С повышением рейтинга, который зависит от возвращенных сумм, лимиты кредитов значительно растут, а ставки падают, потенциально могут дойти до 0,1% в день, или 36% годовых".
Тем, кто выступает кредитором, краудлендинг позволяет получить дополнительный пассивный доход. Это особенно востребовано в период кризиса, считает Ольга Святченко, когда уровень основного дохода может сокращаться. По ее словам, для серийного инвестора (выдача не менее 10 кредитов) уровень дохода от такого инвестирования в разы превышает доходность банковского депозита и составляет примерно 115% в год. "Часть инвесторов рассматривают краудлендинг как альтернативу вложениям в фондовом рынке, т.к. уровень доходности выше, а риски сопоставимы", - сказала эксперт. Она привела пример одного из кредиторов, который 5 января одолжил 15 000 руб., а 26 января получил 16 980 руб.
Впрочем, как отмечают эксперты, люди готовы инвестировать и безвозмездно, если проект им по душе. В краудфандинге в структуре заявок на получение финансирования доминируют проекты, связанные с технологиями, искусством и кино. "Не заметно, чтобы экономическая ситуация негативно сказалась на краудфандинге - кризис не помеха для благородных порывов, - отметила менеджер Яндекс. Деньги по краудфандингу Ильяна Ааман. - Переживая за себя и свое будущее, люди, как и раньше, способны болеть за тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации или пытается реализовать свою идею". И сочувствие выражается в конкретной помощи: средняя сумма пожертвования через те же Яндекс. Деньги, например, за последний год выросла на 25% - с 400 до 500 руб., а около трети платежей превышают 1000 руб. Чаще всего деньги собираются на благотворительные нужды, творческие проекты (в сфере кино, музыки, изобразительного искусства, литературы), а также на проекты в сегменте краудгифтинг (коллективные подарки). По данным Charities Aid Foundation, около 40% россиян за последние 12 месяцев жертвовали деньги. В среднем на это тратят 5000 руб. в год, причем четверть жертвуют раз в полгода, а 18% - раз в месяц или чаще.
Сооснователь RooX Solutions Андрей Белевцев подчеркнул, что важнейшей ценностью краудфандинга является не только привлечение средств, но и проверка востребованности идеи. "2015 год в России, очевидно, будет очень тяжелым как для сегмента потребительского кредитования, так и для корпоративных инвестиций. Многие бизнес-инициативы окажутся в ситуации, когда привлечение финансирования на проекты начальной стадии может быть сильно затруднено. В этой ситуации платформы краудфандинга могут стать интересной альтернативой, ведь они предлагают предельно низкий порог входа и минимальные риски для участников", - считает эксперт.
На Западе краудфандинг - это хорошо работающий отлаженный механизм: в США, например, еще в 2012 году был подписан закон, сделавший краудфандинг принципиально юридически возможным (JOBS Act), напомнил управляющий директор Prostor Capital Алексей Соловьев. В России же, по его словам, полноценного закона о краудфандинге, позволяющего компаниям публично брать деньги у частных лиц, пока нет. "К тому же, люди сейчас не очень расположены к высокорискованным вложениям, к каким относятся инвестиции в несуществующий, но потенциально интересный продукт. Потенциальные вкладчики, у которых есть свободные средства, скорее будут смотреть на более консервативные инструменты", - считает Соловьев.
Тем не менее и для стартапов, и для инвесторов краудфандинг пока остается более понятным, чем краудинвестинг. Успешных примеров довольно много, один из самых ярких - проект Healbe, устройство, помогающее вести здоровый образ жизни. Оно считает, сколько калорий пользователь съел и потратил, пульс, фазы сна и даже обезвоженность организма. Летом прошлого года проект привлек около 1 млн долл. на краудфандинговой платформе Indiegogo, что позволило ему пережить сложный период привлечения следующего транша инвестиций.
Краудинвестинг предполагает более зрелый подход к привлечению средств в проекты, понимание ответственности всех сторон, подчеркнула управляющий партнер фонда StartaCapital Людмила Голубкова. По ее словам, краудинвестинг существует в России более двадцати лет. "Ваучеры", или приватизационные чеки, были выпущены в январе 1992 года. По сути, это было массовое частное инвестирование в приватизируемые госпредприятия, - отметила эксперт. - Каждый мог купить себе частичку завода, колхоза, банка, магазина. Другое дело, что этой ситуацией воспользовались не только добросовестные "краудинвесторы", а на момент начала приватизации не были проработаны правовые механизмы защиты миноритариев". По мнению Голубковой, есть и социокультурные причины для более тяжелого продвижения краудинвестинга в нашей стране. В западных странах, где культура частного инвестирования формировалась столетиями, инвестор, даже если он вложил небольшую сумму, является уважаемой фигурой. У нас же отношение к инвестору зачастую прагматично-презрительное: дал денег - и отстань, не мешай работать. Впрочем, как заключила эксперт, на освоение любой новой деятельности требуется время. Если государство создаст условия для развития этой деятельности, краудинвестинг через десяток лет станет такой же привычной формой вложения средств, каким сейчас являются ценные бумаги или банковский депозит.