Отношения между двумя столицами проходят через сложнейший этап за последние десятилетия, однако санкции по счастью не мешают российским артистам выступать на лучших сценах в США и собирать полные залы. Когда за дирижерский пульт встает маэстро Валерий Гергиев, американская публика забывает о том агрессивном образе России, который каждый день преподносится со страниц местной прессы, и получает возможность погрузиться в богатый мир русского искусства.
Масштабный тур Мариинского по Америке стартовал 14 января с оперы "Очарованный странник" на сцене Бруклинской академии музыки в Нью-Йорке, которую дополнили балеты "Лебединое озеро" и "Золушка". И артисты сразу продемонстрировали высочайший уровень исполнительского мастерства, вызвавший овации публики и похвалы критиков. "Нигде больше не увидишь столь волшебного изгиба шеи, отточенной постановки головы, текстуры в наклоне плеч, - описывал свои впечатления культурный обозреватель New York Times от балета "Лебединое озеро". - Грация ног и ступней, прекрасные и объемные позы и движения - все блистательно. И, конечно, великолепное исполнение оркестра Гергиева".
С 27 января по 1 февраля балетная труппа отправилась покорять сцену Кеннеди-центра в Вашингтоне, где публике представили одноактные балеты и хореографические миниатюры. "Мариинский вновь доказал, что является одной из лучших балетных трупп в мире, - восхищался критик New York Times постановкой гран-па из "Пахиты". - Это были стильные и наполненные жизнью танцевальные выступления".
Еще более обширная программа у симфонического оркестра под управлением Гергиева, которая охватывает девять городов. Традиционно ее основа - произведения русских композиторов. На выступления в Метрополитен-опере и Карнеги-холле в Нью-Йорке билеты разобрали задолго до приезда Мариинского, и они не разочаровали: зал не раз стоя рукоплескал артистам.
Не обошлось и без попыток использовать гастроли в политических целях. Ведь Гергиев известен поддержкой воссоединения Крыма с Россией, хорошими отношениями с президентом Владимиром Путиным. Несколько раз немногочисленные группы активистов собирались у входа в залы с транспарантами, а во время премьеры "Иоланты" в Метрополитен-опера один из них даже вылез на сцену и развернул плакат перед исполнявшей главную партию Анной Нетребко. Нарушителя увели и задержали, а представитель театра Питер Гелб объяснил промах охраны так: "Иоланту" принимали с таким энтузиазмом, весь зал стоял на ногах, вот ему и удалось добраться до сцены незамеченным".
"Жест протеста походил на неудавшуюся шутку, однако о самих выступлениях этого не скажешь", - прокомментировала газета Wall Street Journal. Артисты не дали повода усомниться в своем профессионализме и на провокации не реагировали, блестяще проделывая свою работу - выступая на сцене.