В филиал рязанской школы № 56 при областной больнице пришел робот. Он ходит на уроки, а на переменах общается с ребятами. Ему даже имя дали - Степан. Управляют Степаном дистанционно ребята, находящиеся на лечении в детской областной клинической больнице. С помощью компьютера и веб-камеры робота они могут видеть все, что происходит в классе, отвечать на вопросы педагога, общаться со сверстниками на перемене.
По словам директора школы № 56 Ирины Наумовой, трудностей в управлении роботом у ребят, привыкших к компьютерным играм, не возникает. Одновременно виртуально в классе на уроке может находиться до 12 человек, но управлять роботом или отвечать на вопросы может только один. Поэтому пациентам в палатах приходится общаться с ним по очереди.
- Школьники называют робота Степана самым знаменитым учеником. К его появлению на уроках дети привыкли и воспринимают робота как своего одноклассника, - поясняет Ирина Наумова. - Дистанционные технологии в нашей школе применялись и до этого. В нескольких учебных классах установлены веб-камеры, благодаря которым дети, например, находящиеся на надомном обучении, имеют возможность виртуально присутствовать на уроке. Преимущество робота в том, что, в отличие от веб-камер, он не установлен стационарно, а может перемещаться из кабинета в кабинет, двигаться по коридору.
Областная детская больница уже более 20 лет сотрудничает с 56-й школой - при клинике даже открыт филиал учебного заведения. В течение учебного года в школе обучаются дети с 1 по 11 класс, находящиеся на длительном лечении. Главный врач больницы Татьяна Панфилова считает обучение важным аспектом в жизни маленьких пациентов: дети и их родители должны быть уверены в том, что за время лечения не отстанут от школьной программы.
В связи с чем в больнице оборудован учебный класс с интерактивной доской. Но традиционная форма организации образовательного процесса не вписывается в режим работы клиники и не подходит для больного ребенка.
- Учебный процесс приходится организовывать в зависимости от самочувствия маленького пациента, срока его нахождения в стационаре и от программы, по которой он обучался в своей школе, - поясняет главврач. - Теперь освоить учебный материал помогает робот Степан. Для "общения" с роботом приобретены планшеты и ноутбуки.
А все началось в мае прошлого года, когда Рязанская область выиграла у пяти других регионов право провести на своей территории Всероссийский конкурс "ПРОФ-IT". Этот масштабный форум, объединяющий передовые проекты в области информационных технологий, проходил в нашей стране во второй раз при поддержке Экспертного центра электронного государства и администрации президента РФ. В одной из презентаций как раз говорилось о возможностях современных роботов. Чиновники рязанской мэрии заинтересовались проектом, и договорились с разработчиком об их совместных испытаниях в детских учреждениях областного центра.
Спустя полгода в Рязань прибыли роботы. Пока их только три, рассказала пресс-секретарь администрации Рязани Светлана Якунина, особо подчеркнув, что все роботы российского производства. Два - в школах и один, по имени Ярослав, в открывшемся недавно новом детском садике. Ярослав в течение дня перемещается по группам и показывает родителям, чем занимаются их детишки в режиме онлайн. Как пояснила Светлана Якунина, в зависимости от того, как покажут себя роботы, в дальнейшем управлением образования администрации Рязани при поддержке профильных региональных министерств будет разработана программа инклюзивного образования.