На прошедшем недавно в Петербурге Евразийском ивент-форуме заместитель главы Ростуризма Сергей Корнеев подчеркнул: в нашей стране роль делового туризма недооценена. Бизнес-турист тратит в три раза больше обычного, также замечено, что уровень гостиниц для деловых туристов всегда на 1-2 звезды выше.
Международные эксперты считают, что ценность конференций не стоит рассматривать только с точки зрения прямых затрат их участников - сколько денег они могут оставить во время визитов. Есть и так называемый косвенный доход, отложенный эффект конференций и выставок, оценить который можно лишь спустя время после мероприятия.
По мнению Корнеева, любое деловое событие, независимо от масштаба и региона проведения, сравнимо с кометой: мероприятие проходит за три-четыре дня, но оставляет за собой ощутимый "хвост" в виде заключенных договоров, обсуждений и публикаций в прессе, повторных приездов участников с туристической или рабочей целью.
Так, например, 300-летие Петербурга было праздником для горожан и не позиционировалось как туристическое мероприятие. Однако после него в город потянулись инвесторы, въездной туризм вырос на 20 процентов, и этот уровень держался какое-то время. То же касается и деловых мероприятий - их проведение выгодно с точки зрения долгоиграющих маркетинговых последствий, но их у нас почему-то не принято оценивать и просчитывать заранее.
- Руководители гостиничного сектора прекрасно понимают, что сначала потенциальный инвестор приезжает в город или регион как простой турист, а потом уже думает об открытии здесь своего бизнеса. То есть ему придется возвращаться в другом статусе и, скорее всего, не раз. И задача органов регулирования в сфере туризма как раз учесть все маркетинговые последствия развития индустрии деловых встреч, - завершил эксперт.
По словам председателя комитета Торгово-промышленной палаты РФ по выставочно-ярмарочной деятельности Сергея Беднова, ни для кого не секрет, что сегодня выставочная индустрия все-таки снижает темп из-за экономических потрясений, сокращаются выставочные площади и количество посетителей.
Исполнительный директор Международной ассоциации конгрессов и конференций ICCA Мартин Сирк признал: действительно, нынешняя экономическая ситуация отразилась на деловом туризме и сделала рискованными попытки привезти в Россию мероприятия международного уровня.
Но, по его словам, российским организаторам не стоит переживать, если количество мероприятий в ближайшее время сократится.
- Из этой ситуации есть тактический выход, - говорит эксперт. - Нужно дать понять международному сообществу, что Россия не вышла из игры и открыта для бизнеса. Нужно поддерживать коммуникативные каналы и продолжать активно слать российских делегатов на международные выставки, форумы и конгрессы за пределами страны. Они могут стать "послами", которые потом привезут мероприятия на свою территорию. Мы знаем, что множество организаторов международных конгрессов и форумов хотят видеть в числе гостей российских делегатов. На российский рынок только приходят некоторые новые разделы индустрии встреч, например сегмент инсентив-туризма - поощрительных командировок.
Между тем
По данным Всемирной ассоциации организаторов конгрессов, общая выручка рынка составляет более 800 миллиардов евро в год. Глава петербургского комитета по туризму Инна Шалыто считает, что Петербург может получить до пяти процентов от этой суммы, для чего нужно развивать инфраструктуру делового туризма. Пока же в международном рейтинге Северная столица находится на 80-м месте.