В целом отрасль положительно приняла нововведения. ГОСТ устанавливает ключевые требования к паркам, регламентирует деятельность управляющей компании. Помимо инвесторов, резидентов и управленцев стандартом могут пользоваться и другие участники рынка. Например, банки при оценке проектов для финансирования могут использовать стандарт в части нефинансового анализа индустриальных парков. Для органов государственной власти при принятии решений о предоставлении мер поддержки наличие сертификата индустриального парка может быть показателем надежности проекта.
"Стандарт даст возможность игры по единым правилам и возможность говорить на одном языке, - считает Дмитрий Окороков, президент "Завидово Девелопмент". - В стране анонсируется множество парков, и множество стоят полупустыми, или сами проекты остановлены на полпути, в первую очередь из-за неуверенности арендаторов, резидентов. И вот теперь у резидентов появляется возможность сделать вывод, прямо на входе, соответствует ли парк заявленным параметрам и требованиям, потому что в стандарте все эти требования буквально прописаны. Условно говоря, есть ГОСТ - значит, есть вода, Интернет и банкомат. Всем все ясно".
По словам Моисея Фурщика, главы экспертного совета Комитета РСПП по промышленной политике, в документе устанавливается ряд ограничений, в частности на минимальную площадь территории индустриального парка. Это вычеркнет из списка "соответствующих ГОСТу" мелкие парки, преимущественно частные, создаваемые на площадях старых заводских помещений и достаточно успешно существующие. При этом ГОСТ не решает ключевых проблем, с которыми сталкиваются инициаторы проектов и управляющие компании. "Для запуска проекта по созданию индустриального парка необходимо понимание возможных схем взаимодействия всех заинтересованных сторон - региональных и муниципальных органов власти, предприятий коммунального и энергетического хозяйства, управляющей компании. Здесь могут помочь специально разработанные методические рекомендации", - считает Моисей Фурщик.
Решение о добровольности "свежеиспеченного" ГОСТа большинство экспертов считает верным. Индустриальные парки, претендующие на получение государственной поддержки по линии минэкономразвития или минпромторга в любом случае будут придерживаться этого стандарта, а таких, как показывает практика, большинство. Поэтому особой необходимости делать ГОСТ обязательным нет.
"Сертификация по Национальному стандарту является добровольной, и это должно стать одним из главных факторов успешности его применения. Отрасль индустриальных парков в России еще слишком молода, чтобы применять к ней какие-то обязательные требования. Ассоциация индустриальных парков (АИП) всегда была и будет противником излишнего регулирования деятельности индустриальных парков. В недавно принятом Федеральном законе "О промышленной политике в Российской Федерации" законодатель нормативно закрепил понятие "индустриальный парк" и рамки предоставления мер государственной поддержки. Этого вполне достаточно, чтобы обеспечить нормальное функционирование отрасли в правовом поле России", - говорит Максим Паздников, директор по сертификации АИП.
Сегодня, по данным АИП, в России всего насчитывается 101 индустриальный парк, из которых 45 - действующие и еще 56 находятся на стадии строительства. Первый индустриальный парк в России появился в 2006 году. Показатели социально-экономической эффективности отрасли в наиболее эффективных индустриальных парках достигают 8 рублей прямых инвестиций в промышленность и 19 рублей налогов в консолидированный бюджет на 1 рубль вложений. На территории каждого действующего индустриального парка создано в среднем около 1700 рабочих мест и размещено 10-15 предприятий обрабатывающих отраслей промышленности.
Срок окупаемости индустриального парка в среднем составляет 10-15 лет. При этом отрасль показывает неплохой рост: ежегодный прирост новых проектов индустриальных парков, как проектируемых, так и действующих, составляет 20% в год. По прогнозам минпромторга, к 2017 году число индустриальных парков в России должно достичь 127.
При большом экономическом потенциале отрасли проблем здесь много. Основным барьером интенсивного развития технологических оазисов является их недофинансированность. "При необходимом среднем объеме финансирования при создании индустриального парка в 15 млн рублей на 1 га средний показатель фактически осуществленных инвестиций составляет всего 5 млн рублей на 1 га", - говорит Максим Паздников.
Для резидентов, планирующих размещение в парках типа "гринфилд", основной проблемой является значительное затягивание (до нескольких лет) сроков создания индустриального парка, подведения необходимой инфраструктуры. В результате им проще взять в аренду или выкупить персональный участок земли, с уже подведенной инфраструктурой, и запустить свой проект вне парка. Управляющая компания, в свою очередь, теряет якорного резидента и пытается привлечь других, что обычно также вызывает немало проблем, особенно для регионов с невысоким уровнем инвестиционной привлекательности. "В регионах большинство объектов формируются за счет одного крупного предприятия, привлеченного силами региональных властей, вокруг которого уже могут возникать впоследствии мелкие. Для управляющих парками это определенная проблема, так как привлечь и отстроить помещения для множества мелких участников проще. Также проблемой является нечеткость в терминологии, когда "индустриальным парком" могут назвать даже комплекс складов, и таким образом изменить восприятие этого термина у потенциального покупателя", - считает Маргарита Горшенева, директор по развитию QB Finance.