Последние годы популярной стала покупка антикварных вещей. Но не опасно ли это сейчас? Об этом мы беседуем с экспертом Министерства культуры РФ по бонам и ценным бумагам Ильей Горяновым.
Илья, с вашей точки зрения, в нынешней ситуации вообще имеет смысл вкладываться в антиквариат?
Илья Горянов: Сегодняшнее положение на рынке я бы сравнил с такой ситуацией. Рыбак ловит рыбу, а река резко мелеет. Рыбак видит всех рыб и может поймать любую из них, но он ограничен во времени - скоро река снова станет полноводной.
Чтобы не упустить представившийся шанс, единственно верным решением для рыбака станет выбор самой ценной рыбы. Так же дела обстоят и с вложениями в период финансового кризиса. Покупка антиквариата сейчас предоставляет огромные возможности для коллекционеров и инвесторов. Но при условии, что они не будут размениваться на что-то массовое, а сосредоточатся на редких и малодоступных вещах высокой степени сохранности.
Для этого нужно обладать специальными знаниями?
Илья Горянов: В отличие от банковских вкладов, вложения в антиквариат являются "продвинутым" финансовым инструментом. Это своего рода интеллектуальная задача.
Она требует, с одной стороны, терпения и выдержки, а с другой - обладания специальными знаниями. Только основательно изучив рынок и выявив недооцененные сегменты, можно совершать покупки. Еще один способ состояться на этом непростом рынке - воспользоваться услугами профессионального консультанта.
Сколько денег нужно, чтобы вкладывать в антиквариат?
Илья Горянов: Это примерно те же деньги, имея которые люди начинают задумываться о вложении в депозит. То есть десятки тысяч рублей.
Например, за 20 тысяч рублей можно купить золотую монету конца девятнадцатого века. Но это весьма распространенный предмет. Если же вкладывать деньги в уникальные и редкие вещи, можно получить доходность до 500-1000 процентов в год. Правда, это довольно долгосрочные инвестиции. Как правило, таким предметом нужно владеть нескольких лет.
На данный момент почти все сегменты рынка находятся в кризисе, а соответственно в каждом из них существуют выгодные предложения. При таком положении дел целесообразно руководствоваться личными интересами и компетенциями.
И во что же сейчас выгоднее всего вкладывать?
Илья Горянов: Хорошую динамику покупательского спроса демонстрируют русские наградные и настольные медали, антикварные ценные бумаги и старинные западноевропейские золотые монеты. Внимание к последним объясняется существенно более низкой ценой на аналогичные по времени, редкости и сохранности русские монеты.
Отдельно хочется выделить бонистику - это вышедшие из употребления коллекционные бумажные дензнаки. Это направление в последние годы активно развивается. Но бумажные деньги по-прежнему остаются недооцененными, а значит, их стоимость будет расти. За 2014 год количество бонистов увеличилось примерно на 50 процентов.
Велик ли шанс наткнуться на подделку?
Илья Горянов: Весьма велик. Особенно увеличилось их количество в последние два года.
Наибольшая вероятность наткнуться на фальшивку - в случае покупки предметов на блошином рынке или через Интернет. Куда реже, но все же встречаются подделки и в специализированных магазинах. Самый надежный вариант - аукционы.
С подделками можно как-то бороться?
Илья Горянов: Во всем мире необходимые гарантии получают посредством грейдинга. Это специальная процедура, направленная на определение степени сохранности бумажных денег. От этой характеристики напрямую зависит ценообразование. Так, одна и та же банкнота может стоить 300 долларов в плохом состоянии, 1000 - в среднем и 5000-7000 долларов - в идеальном. В России грейдинг появился лишь в прошлом году. Прохождение этой процедуры является гарантией подлинности банкноты.
Как рынок антиквариата переживает скачки курсов валют?
Илья Горянов: Резкий рост курса евро и доллара выявил две тенденции на антикварном рынке. С одной стороны, появилось больше возможностей для покупок по выгодной цене.
Многие аукционные дома, магазины, частные продавцы работают в рублях. И если инвестор или коллекционер получает доходы в долларах или евро, то для него цена на раритетные приобретения стала ниже. Исключением являются лишь крайне редкие вещи - их стоимость скорректирована в соответствии с новым курсом. С другой стороны, нельзя не признать, что экономическая ситуация не повлияла на антикварный бизнес. Количество покупателей сократилось, на рынке остались только те, кто не испытывает финансовых трудностей.