Разговор начался с волнующих многих людей вопроса: почему стоимость лечения злокачественных заболеваний в однопрофильных заведениях, таких как онкоцентр имени Н. Блохина и Онкологический институт имени Герцена, сильно разнится? Понятно, когда разные цены в московской больнице и, скажем, в Костроме. Но почему разные в двух однопрофильных государственных учреждениях?
- Есть несколько видов оплаты лечения, - сказал Михаил Давыдов. - Один из них - обязательное медицинское страхование. Самый большой объем финансирования по нему 96 тысяч рублей. А реальная стоимость лечения нередко доходит до 1,5 миллиона. И мы вынуждены иногда оплачивать лечение из разных источников. К тому же стоимость препарата бывает такой, что ни один из видов существующего финансирования не покрывает расходы. Например, одна баночка эффективного лекарства, которое применяется при миеломной болезни, стоит 500 тысяч рублей. А на курс лечения требуется 3-4 баночки. Одну и ту же патологию, например рак легкого, лечат по-разному. В одном случае - это просто стандартная операция, прошедшая без осложнений. В другом - возникли серьезные осложнения, и больной "завис" в реанимации на 1,5 месяца.
- Как сориентироваться пациенту? Как понять, что он может уложиться в те деньги, которые у него есть?
- Пациент вообще не должен думать о том, в какие деньги он укладывается. Это противоречит самой идее социальной защиты граждан. Он должен получить соответственно Конституции в государственном учреждении бесплатную помощь. А уж как она покрывается, это вопрос не его. Чаще всего такую помощь он получает.
Несмотря на то что онкологические заболевания известны с глубокой древности, рак не уходит от нас, по-прежнему губит. До сих пор у науки нет четкого ответа, откуда он возникает, как от него избавляться. Пока все зависит от того, когда человек обратился за помощью. Выявленная на ранних стадиях опухоль излечивается или полностью, или протекает более спокойно. Например, рак молочной железы в первой стадии вылечивается в 90 процентов случаев. Тяжелее всего выявляются и лечатся рак поджелудочной железы, рак пищевода, опухоли так называемой скрытой локализации, то есть те, которые глубоко внутри.
Естественно, участников встречи интересовали современные методы избавления от опухоли. В основном это комбинированное лечение, вбирающее в себя операцию, лекарственную терапию и лучи. Последовательность их использования всегда индивидуальна. Есть ли все это в арсенале российских медиков? К сожалению, не всегда.
По количеству заболевших онкологическими недугами Россия, на первый взгляд, выглядит лучше, чем, скажем, США. У нас количество заболевших в среднем около 360 на 100 тысяч населения в год. В США почти 500 на те же 100 тысяч. Но... Этими данными не надо обольщаться. Рак чаще настигает людей пожилых, старых. А средняя продолжительность жизни в США заметно больше, чем в России.
Особую важность приобрела проблема, возникшая в связи с изменением приказа Минздрава России "О порядке оказания помощи онкологическим больным". Согласно этому приказу, разрешено лечить онкологических больных не только в специализированных учреждениях, а в обычных стационарах. Не исключено, что кроме хирургической помощи, там пациенты ничего иного не получат. Хотя, как мы уже сказали, помощь эффективна лишь тогда, когда в одном специализированном учреждении оказываются все виды онкологической помощи. Только так можно выбрать оптимальную стратегию ведения больного.
Подробности в одном из ближайших номеров "РГ"