Законопроект, напомним, инициировало министерство внутренних дел Киргизии. В ведомстве полагают, что "резкое увеличение количества машин с правым расположением рулевого управления отрицательно влияет на безопасность дорожного движения и способствует увеличению количества ДТП".
По официальным данным, всего в республике зарегистрировано около 900 тысяч автотранспортных средств, из которых примерно 100 тысяч - "праворульные".
Как отмечают в МВД, количество последних в стране увеличивается с каждым годом. При этом, по статистике, на тысячу "праворульных" автотранспортных средств приходится около 12 дорожно-транспортных происшествий, тогда как на тысячу "леворульных" - шесть.
- Причиной являются технические и эксплуатационные особенности автомобилей с правым расположением рулевого колеса. Их фары не адаптированы к условиям Киргизии. Правое расположение рулевого управления делает и без того опасный маневр - обгон - еще более опасным в связи с тем, что видимость для водителя существенно ограничена, - объяснили в министерстве.
Согласно одобренному парламентариями закону, будет введен запрет на ввоз в страну "праворульного" автотранспорта, его регистрацию, допуск к эксплуатации и участие в дорожном движении.
Исключение составят автомобили, имеющие регистрационные знаки иностранных государств, которые ввозятся на территорию республики на срок, не превышающий полгода. Кроме того, запрет не затронет машины, предназначенные для коммунального и сельского хозяйства, строительства дорог.
Между тем
Владельцы праворульных автомобилей и бизнесмены, занимающиеся ввозом и продажей в республике таких машин, надеются, что президент КР не подпишет принятый депутатами закон.
По их мнению, государство таким образом пытается не снизить уровень аварийности на дорогах, а хоть как-то разгрузить их.
- Другие способы борьбы с дорожными пробками - расширение старых и строительство новых автотрасс - стоят очень дорого. В такой ситуации проще не искать деньги, а выступать с подобными предложениями. Но такие запреты нарушают конституционное право киргизстанцев на свободу выбора, а якобы высокая аварийность праворульных авто не более чем миф, - утверждают они.
Стоит отметить, что в последние годы автомобили с правым расположением рулевого колеса становятся все более популярными в КР. Они стоят значительно дешевле "леворульного" транспорта.
Летом 2013-го депутаты парламента приняли закон, который запрещал использовать "праворульные" авто для перевозки пассажиров в коммерческих целях на территории республики. Глава государства наложил на нормативно-правовой документ вето.
- Принятый закон устанавливает специальные требования, предъявляемые к перевозчикам и автотранспортным средствам в отношении обеспечения безопасности перевозок. Однако данные требования не способствуют эффективному управлению автотранспортной отраслью и впоследствии могут повлиять негативно на рынок автотранспортных услуг страны, - говорилось в комментариях главы государства.
- В случае вступления закона в силу водителям придется покупать более дорогие автомобили с левосторонним расположением рулевого колеса. Необходимо учесть, что стоимость праворульных автомобилей ниже, а покупательская способность населения страны сегодня невысока, - указывал президент.