Именно во времена правления Александра III формировались, например, те бастионы русской культуры, без которых эту культуру просто нельзя себе представить - Третьяковская галерея и Русский музей. И формировались между прочим в борьбе... друг с другом.
Александр Александрович был создателем Русского музея. Довольно быстро выявилось сближение предпочтений императора и московского купца Павла Михайловича Третьякова. Александр III заинтересовался покупками Третьякова, которые мешали реализации его планов по созданию национального музея. Последовало официальное "распоряжение" коллекционерам, суть которого сводилось к запрету частным лицам приобретать картины с выставок до посещения этих последних императором. Приоритетный характер царских приобретений и заказов становился все более очевидным и для самих передвижников. Императорского визита ждали, к нему готовились, от него зависело материальное и общественное благосостояние художников.
Заранее зная о том, какие картины будут выставляться, Третьяков стремился вступать в переговоры с художниками задолго до открытия выставки - чтобы опередить императора. Так, переписку с Поленовым относительно картины "Христос и грешница" Третьяков начал еще до открытия 15-й передвижной выставки и предлагал художнику пойти на хитрость - заявить, что картина "была продана давно", а цену не называть, чтобы она не стала достоянием "крикливых" газетных статей. Если император захочет приобрести картину, то Третьяков заплатит за нее 24 тысячи рублей, если нет - 20 тысяч. Однако художник продал полотно Александру III за 35 тысяч. Третьяков начал проигрывать конкуренцию - борьба была неравной.
После неудачи с картиной "Христос и грешница" Третьяков написал письмо члену правления Товарищества передвижников Николаю Ярошенко: "Как бы не показались государю цены высокими, не заподозрил бы он, что эксплуатируется его расположение?... Государь цену не спрашивает, потому нужно быть осторожнее".