ЦБ: Банкам не удалось заработать на девальвации рубля

Банки не смогли заработать на девальвации рубля, констатировал зампред ЦБ Михаил Сухов. От колебаний курса банки не потеряли, но и не заработали. Свободной валюты для спекуляции стало меньше по объективным причинам: стоимость нефти, которая является главным источником экспортной валютной выручки, упала в два раза. За декабрь банки сократили открытую валютную балансовую позицию с 14 до 10 миллиардов долларов.

Это одно из двух фундаментальных отличий ситуации в банковском секторе от кризиса 2008-2009 годов. Вторым Сухов назвал отсутствие беззалогового кредитования. Банковский сектор на голодном пайке, зато экономика работает, резюмировал он.

Характеризовать текущую ситуацию как банковский кризис нет оснований, считает Михаил Сухов. Банки продолжают выполнять свои основные функции. Кризис возможен в том случае, если основные макроэкономические параметры значительно отклонятся от социально-экономического прогноза Минэкономразвития на этот год. По словам Сухова, существенное обесценивание кредитных портфелей банков произойдет при одновременном наступлении в этом году двух из трех событий: снижении реального ВВП более чем на 6 процентов (по прогнозу оно составит 3 процента), снижении реальной заработной платы больше чем на 10 процентов (по прогнозу - на 9 процентов) и повышении безработицы до уровня более 10 процентов (сейчас она составляет около 5,5 процента).

"Если два из этих событий не наступят, то, скорее всего, у банковской системы будут трудности, но они не будут носить критического характера. Конечно, для отдельных банков будет решающим и изменение одного из этих параметров, однако неправильно ожидать, что у нас повторится ситуация США 2008 года или Европы 2009 года", - сказал Михаил Сухов. По его словам, уровень задолженности граждан и предприятий банкам высок, но ему далеко до уровня западных стран, и чувствительность экономики к состоянию банковской системы меньше.

По словам зампреда ЦБ, большинство банков работают абсолютно адекватно в нынешних экономических условиях. Так, после резкого повышения ключевой ставки Центрального банка в середине декабря до 17 процентов они существенно подняли ставки по депозитам только по краткосрочным вкладам, что и использовали в рекламных целях, однако по вкладам на срок от года ставки оставались в пределах, близких к прогнозируемому уровню инфляции.