Мария Городова: Как победить беса уныния и снова обрести веру

"Мари, любезная, привет! Вы что там, все офанарели? Как ни откроешь Интернет, хоть вешайся на ближней ели!

Вот сообщают, как агент под гордой вывескою "Муди" нам рейтинг снизил в айн момент - мы это "Муди" не забудем! А вот шарашка из трех букв (латиницей - хитры лисицы!) грозит, что выведет страну ЗА коридоры инвестиций! Я ждать не стал, я вышел сам - в реал, на волю, прочь из Сети! Но где б я рейтинг не искал, нигде я рейтинг не заметил: страна работает, живет, растит детей, рожает, любит! Но в топе новостей идет, что рейтинга - увы! - не будет! Вот спекулянт, блудливый вьюн, выжига, обрушитель банков, статью печатает в Review, что нам пора, пора на свалку. Что впереди у нас дефолт, что нашу нефть заменят сланцы... Лоббист марихуаны ждет, когда мы побежим сдаваться?

Греха уныния искус? Война, проверка - наших нервов? Так ждал ключей Москвы француз, так искушали в сорок первом! И вот, Мари, в чем мой вопрос, к чему мораль моей нетленки: "Ну почему любой прохвост нам смеет выставлять оценки? И мы, забыв про свой аршин, России стать и гордость предков, на полусогнутых спешим за горстью медиа-объедков! И сами рабски разнесем нелепых новостей обсоски!" За сим прощаюсь, точка, всё.

Владимир (правда, не Дубровский) Орфография и рифмы автора

Владимир, и Вам день добрый! Спасибо за "нетленку" и такие важные вопросы. Послания в стихах приходят ко мне часто - народ у нас талантливый, правда, публиковать я их обычно не решаюсь: ваше письмо первое. Поэтому, простите, отвечу прозой.

Итак, зачем в нас всеивается неуверенность, почему унывающий с губительным сладострастием предается этому убийственному состоянию, как мантру, повторяя: "Всё плохо!". Отчего уныние - грех, и можно ли с этим пагубным состоянием души бороться?

"Как необходима вера, - не говорю: Божия, - а вера даже в себя! Без веры человек смутен, недоверчив к самому себе даже в том случае, когда всякий другой человек не считает и нужным подумать о доверенности к себе, потому что имеет ее и не думает не иметь", - читаем у величайшего русского святого Иоанна Кронштадтского. Его опыт, с предельной искренностью переданный нам в дневниках, бесценен. И тут нас ждет множество открытий.

1 Оказывается, даже праведнику, еще при жизни прославленному чудотворениями, были знакомы и свойственны все наши болезненные состояния души, в том числе и уныние, мятеж, отчаяние. "Точно два совершенно различных духа живут иногда во мне - в разное время: то дух злобы, хулы, нетерпения, дух подавляющий, мертвящий душу страшною тоскою, унынием; то дух кротости, смирения, умиления, мира, тихой радости. Первый - злой дух, а последний дух - животворный. Я опытно дознал на себе владычество диавола и владычество Бога; как первое несносно, так последнее животворно, легко и приятно".

2 В молитвах часто говорится о том, что уныние есть искаженное восприятие мира, всеянное в нас дьяволом. Что это значит? Подобно тому, как не может быть любви без любящего, без личности, которая любит, так и зло, ненависть, зависть, уныние не существуют сами по себе, они порождены врагом рода человеческого. Но носителями и передатчиками этих страстей становимся мы, люди. "Присутствие в человеке духа тьмы обнаруживается тьмою, мраком в голове, смущением, боязнию, унынием, тяжелым томлением в сердце. Но больше его присутствие приметно в сердце: он спирает, стягивает его адскими заклепами. От сердца начинает он свои действия и оттуда простирает их на ум, воображение и память, чрезвычайно стесняя круг их действий чрез омрачение их. Человек, подверженный его действию, обыкновенно слеп среди белого дня, как нетопырь: открытыми глазами ничего не видит, кроме предмета своей страсти, для него как будто ничто не существует".

3 Почему же уныние - грех? Потому, что это болезненное состояние ненадеяния на Бога. Затмение ума и сердца, при котором мы забываем о могуществе Творца, Его любви к нам, Его желании спасти каждого, даже самого отпетого грешника. Уныние - это хула на Бога, на Его милость. Своеобразие именно греха уныния в том, что это сон души, паралич воли, нежелание противиться злу, расслабление ума. Ощущая, что такая топь бездеятельности - болезнь, желая оправдать себя, унывающий выискивает всюду пятна, он не хочет замечать свет.

4 "Все достается победою, - пишет святой. - Каждый шаг в нравственной жизни, как и в политической, приобретается кровию. Не замечаешь ли, как в политическом мире известному государству, достигшему "высшей степени могущества и славы", трудно вновь расширять свои владения? Соседние державы зорко смотрят за каждым его шагом и лишь увидят его попытку шагнуть вперед - тотчас всеми мерами стараются остановить его и в случае решительного намерения того государства распространить свои пределы объявляют ему войну. Так и здесь - в жизни духовной".

5 Принуждай себя к деланию добра. Совершая добро, ты становишься соработником Богу. "Смущение и боязнь, от диавола пребывающие, прогоняются из души усердною молитвою и знамением Креста, в этом случае легко заметить мгновение выхода врага из сердца... Диавол будет отклонять тебя от Бога безверием, безнадежностию или отчаянием, сухостию сердечною, помрачением ума; будет искушать тебя, наклоняя твое сердце к страстям, которые еще остаются в тебе, а ты стой твердо, призывая в помощь Господа Иисуса. Если тобою начинает овладевать чувство смущения и боязни, прочитай с вниманием главу из Евангелия или Апостольского послания, например, апостола Павла к Коринфянам; воодушевись ею - и отбежит от тебя смущение, радость веры проникнет в сердце. Диавол силится унизить нас в глазах нас самих и достигает часто своими темными влияниями на душу нашу до того, что человек трепещет всякого, даже самого низкого человека, над которым он всегда должен возвышаться духом, которым он должен бы был повелевать. Между тем чтение Евангелий и посланий Апостольских, напротив, возвышает нас в глазах нас самих, сообщает духу нашему величественную важность и спокойствие, прогоняет страсти и благоустрояет все дела наши".

Молитва

От уныния из дневника св. Иоанна Кронштадтского

Итак, Господи, я, невер, дознал горьким опытом, что без Тебя, без веры в Тебя я не могу "творити ничесоже". О, помози, Господи, моему неверию! Буди со мною и никогда не отлучайся от меня, чтобы я совсем не впал в лютое уныние и чтобы не поело меня отчаяние, как огонь поедает вещи. Кто уверен в себе, тот по жердочке пройдет, а кто сомневается в себе, тот и по доске не пройдет.