Управдомы, видимо, чувствуют, что жить без лицензии им осталось недолго - после 1 мая управлять многоквартирным домом без специального разрешения будет нельзя, вот и наглеют, предполагает наша читательница. "Это не совсем так, - говорит Чибис. - Наоборот, коммунальных войн за право управлять многоквартирным домом происходит в России все меньше и меньше. А если что-то подобное и случается, решить вопрос удается достаточно оперативно".
Как, например, это произошло в Ижевске, где накануне побывал замминистра. Еще в прошлом году жители одного из многоквартирных домов большинством голосов проголосовали за смену управляющей компании. Но уволенный управдом уходить отказался, обратившись в суд. Дело затянулось. Конфликт обострился, когда представители старой компании заварили двери в подвал дома в то время, когда там произошла авария. "Этот конфликт улажен, - рассказал Андрей Чибис. - А в отношении явно незаконных действий старых управленцев правоохранительные органы сейчас проводят проверку".
Этот случай, по мнению замминистра, должен послужить хорошим уроком для тех, кто сейчас "издевается над жильцами". А уже через три месяца, когда управляющие компании получат лицензии, подобные коммунальные конфликты и вовсе уйдут в прошлое.
По новым правилам, если жилинспекцией зафиксировано два нарушения, по которым есть решение суда о привлечении к административной ответственности руководителя управляющей компании или к самой компании, такая организация покидает дом. А когда таких домов станет 15 процентов, то у управдома в судебном порядке аннулируется лицензия. "Активные жители, которые готовы всех поднять на уши ради благополучия собственного дома, - это замечательно, - говорит замминистра. - Но задача новой коммунальной реформы заключается как раз в том, чтобы избавить жителей от таких конфликтов".
Россиянам останется только зафиксировать нарушения. А пожаловаться, к примеру, можно будет на невыполнение одного из пунктов перечня обязательных: влажная уборка, работа лифта, освещение, работа инженерных систем, проверка фундамента, подвала, крыши, санитарная обработка и травля насекомых и грызунов и так далее.
Куда жаловаться? По словам исполнительного директора Школы грамотного потребителя Александра Козлова, обращаться надо в региональные жилинспекции. "На моей памяти были случаи, когда на один дом претендовали сразу четыре компании, - говорит он. - Но волна таких конфликтов действительно спала. Во-первых, появилась и административная ответственность за "потерю" документов, а, во-вторых, жильцы стали грамотнее - не расписываются на подозрительных бланках, ходят на собрания".
А есть регионы, где и жилинспекции не справляются. Но и это скоро будет не проблемой, ведь аттестацию пройдут не только управдомы, но и главы жилинспекции в регионах.