Маша, что для вас было главным в работе над ролью?
Мария Кожевникова: Во время подготовки к кинопроекту я буквально жила в той эпохе: просматривала хронику тех лет, изучала другие материалы - все, что имело отношение к тем трагическим событиям. Мне было крайне важно не просто понять, а прочувствовать ту внутреннюю силу и мотивацию, которая побудила молодых устроенных в жизни девушек не раздумывая пойти на фронт почти на верную гибель...
Слово "война" для меня не пустой звук. Мой дедушка Валентин Николаевич Трофимов, участник Великой Отечественной войны, много рассказывал мне о ней. Я очень мечтала, чтобы он увидел нашу картину, но в ноябре прошлого года его не стало. И хотя "Батальонъ" посвящен событиям Первой мировой, для меня это кино прежде всего дань уважения участникам всех войн.
В двух словах, о чем фильм?
Мария Кожевникова: О знаменитом в свое время "Батальоне смерти" под командованием Марии Бочкаревой, батальон был создан в Петрограде по приказу Временного правительства в 1917 году. В стране революция и разруха, армия на грани разложения. И вот для подъема морального духа солдат организуется этот женский батальон, в который записывались девушки из самых знатных и знаменитых дворянских родов России. В июне 1918 года отряд из 200 человек прибыл в действующую армию под белорусскую Сморгонь. На фронте девушки подавали пример храбрости мужчинам, но при этом оставались слабым полом - со своими мечтами и надеждами.
На чьей стороне создатели фильма: тех, кто хотел продолжать войну до полной победы, или на стороне тех, кто хотел ее прекратить?
Мария Кожевникова: У тех и других была своя правда, и я не хочу никого судить. Важно другое: подвиг "женского батальона" был благополучно "забыт" советскими историками, и лишь сейчас стало возможным рассказать правду.
Как вам предложили роль?
Мария Кожевникова: Моя история на этом проекте началась более трех лет назад. За это время поменялись концепция, продюсерский состав, сценарий. Это сложная по своим масштабам работа, и кастинг также был непростой. Я должна была сниматься в роли Веры Скрыдловой. Но моя беременность повлияла не только на смену роли (в итоге я сыграла графиню Наталью Татищеву), но и на сценарий: если раньше в картине была только жертвенная смерть, то теперь в ней появилась и жизнь. Думаю, что фильм от этого только выиграл.
Вас тоже подстригли налысо?
Мария Кожевникова: Да, как и других актрис.
Тяжело было принести волосы на алтарь роли?
Мария Кожевникова: Морально я была готова к этому. А когда прочитала сценарий, у меня даже сомнений не возникло - это такая малость, расстаться с волосами, по сравнению с тем, с чем пришлось расстаться этим молодым женщинам...
Кстати, актеры из массовых сцен тоже побрились наголо, и это невзирая на то, что в кадре, возможно, они появятся только на несколько секунд. На "Батальоне" все работали на пределе своих сил и возможностей. Нужно было много бегать в тяжелой амуниции с ружьем, стрелять. Это не так легко, у одной нашей девушки все время заедал затвор. До этого я не видела таких массовых батальных сцен. Это была первая машинная война. В дело тогда пошли прыгающие мины-лягушки, отравляющие вещества, в воздух поднялись первые самолеты. Говорят: "Кто под Сморгонью не бывал, тот войны не видал". Через эти окопы прошли будущие маршалы Малиновский и Шапошников. В память об этом сражении 1 августа 2014 года в Сморгони Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота открыл памятник "Крылатый гений солдатской славы".
На Каннском кинофестивале вы представили "Батальонъ" как часть мирового киноальманаха.
Мария Кожевникова: Да, планируется выпустить международный альманах WWI о Первой мировой войне. Он будет состоять из четырех новелл, которые снимут режиссеры из Великобритании, Франции, Германии и России.
Как работал с актерами режиссер Дмитрий Месхиев?
Мария Кожевникова: Я бы сказала, что жестко. Физические нагрузки на съемках были просто фантастические. Мы преодолевали полосы препятствий, из сцены в сцену бегали по песку в тяжелой амуниции с ружьями. Все как в той военной жизни: падали, набивали синяки... В фильме есть эпизод, когда мою героиню избивают. Обычно драки снимают условно, тебя никто не бьет на самом деле. Но у Месхиева свой подход: меня били взаправду, и если режиссер не слышал увесистый шлепок, а сидел он далеко, то дубль не считался. Так мы сделали с десяток дублей, и к вечеру у меня так раздуло щеку, что она напоминала флюс. Но могу сказать, что я еще легко отделалась, другие актрисы пострадали на съемках больше: кто нос себе сломал, кто выбил зубы... И все же я благодарна за эти испытания. Благодаря им, мы хоть на чуток смогли приблизиться к той эпохе, к тем событиям. К тому же я вышла на площадку через две недели после родов, не хотела подвести съемочную группу.
Ребенок в это время был с няней?
Мария Кожевникова: Ванечка был с мужем и с моей мамой, она переехала к нам, как только он появился на свет. Поначалу не планировала брать с собой сына на съемки, но, расставшись с ним, поняла, что не вынесу разлуки. Вернулась в Москву и забрала его с собой вместе с мамой.
Сколько длились съемки?
Мария Кожевникова: Съемки проходили в Питере и Пскове и заняли в общей сложности шесть месяцев, не считая зимнего перерыва.
Где снимали битву под Сморгонью?
Мария Кожевникова: В Пскове были выстроены специальные декорации.
Фильм должен был выйти к 100-летию Первой мировой войны, но выходит спустя полгода. Почему?
Мария Кожевникова: Съемки оказались более масштабными, а еще мешала погода: осенью шли проливные дожди, декорации размывало.
Расскажите о партнерах.
Мария Кожевникова: Маша Аронова играет Марию Бочкареву, причем у нее поразительное внешнее сходство с героиней. Помню, приехала в Санкт-Петербург на пробы, увидела стены, сплошь увешанные фотографиями той эпохи, на них - девушки из батальона и, конечно же, фото самой Марии Бочкаревой - одной из первых женщин-офицеров русской армии. И мне сразу бросилось в глаза сходство Ароновой с Бочкаревой. Проект подружил меня с многими интересными людьми, с Аней Худовой. Пожалуй, она одна из моих лучших партнерш. Талантливая актриса, хотя пока еще малоизвестная. Надеюсь, что "Батальонъ" станет трамплином для Ани, чтобы получить заслуженное признание зрителей.
Кого играл Марат Башаров?
Мария Кожевникова: Керенского. Марат погрузился с головой в материал о своем герое. Керенский прожил долгую жизнь, и в конце пути его спросили, что надо было сделать, чтобы предотвратить трагедию России. Керенский ответил: "Убрать одного человека!" - "Кого?" - "Меня!" К концу жизни к нему пришло осознание ошибок.
Снимаетесь сейчас?
Мария Кожевникова: Нет. Я сделала исключение только для этой картины...