Отличие российского законодательства от украинского в сфере рекламы в том, что органы местного самоуправления имеют право на демонтаж рекламных конструкций, не вписанных в схему размещения. Но для этого города и районы должны разработать и утвердить дислокацию объектов рекламы и правила их сноса в соответствии с ГОСТами.
По подсчетам чиновников, после принятия этих документов количество билбордов, щитов и баннеров в Крыму сократится в несколько раз. Например, в Симферополе из 2700 конструкций останется около 900, но поступления в местный бюджет увеличатся вдвое за счет проведения торгов и уплаты госпошлины (ее размер - 5 тысяч рублей за один рекламный носитель).
Правила установки и эксплуатации объектов наружной рекламы приняли практически все муниципалитеты, а работа со схемами размещения еще идет. Власти Ялты уже представили схему дислокации рекламных конструкций на обсуждение общественности. Этот документ предполагает полное отсутствие билбордов вдоль трассы от Гурзуфа до Фороса и ближе пяти метров от проезжей части улиц. Как пояснил начальник отдела эстетики, городской среды и рекламы департамента архитектуры и градостроительства Ялты Михаил Осипчук, последнее требование закреплено ГОСТами.
- В результате остается только одно место, где нет проезжей части - это набережная. Но она не безразмерная - всего 800 метров. Мы учли все: и эстетику, и архитектурные требования, - сказал Михаил Осипчук. - У нас получается 16 ситилайтов на всю набережную.
Начальник отдела эстетики также уточнил, что с 1 марта рекламщики по предписаниям должны будут сами демонтировать свои конструкции, а с апреля этим займутся муниципалитеты. Тогда все незаконные плоскости утилизируют на металлолом.
Планы ялтинской администрации по очистке от рекламы дороги от Гурзуфа до Фороса вызвали возмущение у представителей компаний, имеющих разрешение на обслуживание рекламных конструкций до 2018 года. Как быть в этой ситуации, похоже, не знают и сами чиновники. Заведующий отделом внешней рекламы министерства внутренней политики РК Сергей Зырянов пообещал обратиться за разъяснениями в Федеральную антимонопольную службу России.
Сами рекламщики признают: наводить порядок в сфере наружной рекламы надо, но нельзя рубить с плеча, чтобы не уничтожить малый и средний бизнес. По словам председателя Гильдии предприятий внешней рекламы Крыма Виктории Яворской, за 2014 год крымский рынок сократился на 50 процентов. А 2015-й не вселяет особого оптимизма. Крымские компании сократили свои маркетинговые бюджеты, а крупные российские рекламодатели из-за санкций не спешат размещаться в Крыму.
Виктория Яворская считает, что тотальный демонтаж конструкций, не вписывающихся в местные схемы, повлечет банкротство рекламных фирм и увольнение сотен работников.
- Риторическими остаются вопросы: с чем пойдут крымские операторы на аукцион и смогут ли они конкурировать с российскими операторами? - говорит Яворская.
Разделяет опасения гильдии и Союз операторов рекламы Крыма, который решил попросить у руководства республики льготные квоты на участие в торгах на установку и обслуживание рекламных плоскостей для представителей малого и среднего бизнеса.
- Мы просим ввести гарантированные льготные квоты для предпринимателей с суммарным доходом до 400 тысяч рублей в год, - говорит председатель союза Роман Чигринец. - На наш взгляд, им необходимо предоставить 35 процентов мест на наружных носителях.
По его словам, для местного бизнеса предпочтительнее, если в качестве формата торгов выберут не аукционы, а конкурсы. И в конкурсную комиссию включат представителей общественных организаций рекламщиков.
Отметим, что аукцион - это так называемое соревнование бюджетов, в результате которого соглашение заключается с участником, предложившим более высокую цену за предоставление ему права установить конструкцию. А победителем конкурса признается лицо, которое по мнению комиссии предложило лучшие условия заключения договора.
В свою очередь и. о. руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по РК и Севастополю Тимофей Кураев подчеркнул, что в России предпочтение обычно отдается аукционам - это более прозрачная процедура. Но последнее слово за муниципалитетами, которые вправе определить форму торгов.
В любом случае, при проведении торгов малый и средний бизнес предлагает распределять рекламные пространства малыми лотами - не более 10 плоскостей в одном лоте. И платить за их аренду помесячно, а не за год вперед, как это предусматривает законодательство РФ.