Восток - крупнейшее подледное озеро в Антарктиде. На протяжении миллионов лет оно находилось в изоляции от земной поверхности, а значит, в нем могут обитать древние организмы. Вот только чтобы добраться до воды, необходимо преодолеть ледяной панцирь толщиной в несколько километров.
26 января участникам антарктической экспедиции удалось во второй раз вскрыть озеро Восток, пробурив более 3,5 километра льда. По словам ученых, это событие по значимости сравнимо с полетом человека в космос.
Впервые ученым удалось пробурить лед до поверхности озера ровно три года назад - в феврале 2012-го. Вскоре после этого биологи заявили о громкой находке - похоже, в озере Восток обнаружили ДНК доселе неизвестной бактерии. Однако история, обещавшая стать научной сенсацией мирового масштаба, закончилась… ничем.
- Заявить об этом мы не можем, так как нужно получить официальное международное признание, подтвердить, не ошибка ли это. А как подтвердить? Кому-то снова проникать в озеро и брать пробы? - говорит начальник Российской антарктической экспедиции Валерий Лукин. - Когда были найдены три молекулы ДНК термофилов - бактерий, которые живут в горячих источниках с температурой воды выше 60 градусов, - мы написали об этом статью в один из главных научных журналов мира Nature. Статью продержали полгода и отослали назад, пояснив, что нет доказательств обнаружения этой бактерии, и сей факт никто не может подтвердить. Статью, отосланную в Sciense, не публиковали четыре месяца и потом тоже отказали. В научном мире не принято следить за российскими публикациями, новости от наших ученых никому не нужны. Увы, это политика - был бы в подписи под статьей хоть один иностранный автор, она бы вышла.
Возможно, нынешние исследования выведут изучение озера Восток на новый уровень.
- Лед, которому полтора миллиона лет, даст информацию о составе атмосферы того периода, о концентрации парниковых газов, а следовательно, о развитии жизни на планете, ведь других источников информации об этом больше просто нет, - объясняет участник экспедиции, заведующий лабораторией изучения климата окружающей среды Арктического и Антарктического НИИ Росгидромета Владимир Липенков.
Кроме льда, ученые намеревались взять пробу воды из озера, рассчитывая на образцы живых организмов. Однако в этом сезоне получить воду не удалось.
- Дело в том, что пробоотборник для воды должен пройти по скважине через слой так называемой заливочной жидкости, и его поверхность испачкалась бы, тем самым мы нарушим неприкосновенную чистоту вод реликтового озера, а этого делать нельзя, - говорит Валерий Лукин.
Дело в том, что бурить сухим способом лед можно лишь до глубины 500 метров, а дальше работает так называемый эффект горного давления, размер скважины уменьшается, и извлечь назад инструмент будет уже невозможно. Поэтому скважину нужно заполнить таким веществом, которое бы не замерзало, давая дорогу буровым инструментам. Такой заливочной жидкостью стала смесь керосина и фреона. Уже в последний момент ученым удалось изготовить опытный образец транспортного узла с пробоотборником, позволяющим добраться до воды без контакта с заливочной смесью. Но применить его в этом сезоне не успели, а будет ли следующий раз - неизвестно.
Проблема - в деньгах. На Российскую антарктическую экспедицию предусмотрена отдельная строка в бюджете - 1,179 миллиарда рублей. Непосредственно на полевые работы приходится 45 процентов этой суммы, остальное - затраты на транспортное сообщение (постоянно надо подвозить участников, топливо, грузы), а эти расчеты производятся исключительно в валюте. Так, например, аренда американского самолета для доставки ученых-сезонников на континент обходится почти в миллион евро.
- Понятно, что с изменением курса все затраты вырастают почти вдвое, - подытоживает Валерий Лукин. - Учитывая, что идут разговоры о сокращении денег на экспедицию на 10 процентов, дальше работать будет очень сложно. Полевые работы на континенте могут быть приостановлены, но исследования материалов продолжатся в лабораториях.
Кстати
"Сезон", то есть антарктическое лето, - это короткий период с декабря по февраль, когда температура воздуха не опускается ниже 55 градусов мороза. Люди могут выдержать и более сильный холод: вне помещений они проводят очень мало времени. Но вот техника более капризна - при минус 55 в самолетах начинает замерзать гидравлическая жидкость. Таким образом, ученые отправляются в Антарктиду из Петербурга в начале ноября и работают там до февраля. Кстати, дорога обратно занимает намного больше времени: приходится плыть на судне, так как пробы льда необходимо везти в рефрижераторных камерах, которых в самолетах нет.