06.02.2015 12:50
    Поделиться

    Как в Петербурге спасают диких животных

    Как выживают центры по спасению животных
    В Петербурге найдется дюжина приютов для бездомных животных. От маленьких приютов при ветклиниках до полноценных центров с вольерами на границе города и области. Все эти структуры существуют в основном на пожертвования. Вот только готовы ли петербуржцы в период кризиса кормить кошечек и лисичек?

    Крокодилья доля

    Весной прошлого года по Петербургу гулял крокодил. Обычный такой, нильский, только маленький, детеныш еще. Скорее всего, сбежал от хозяев, а может, и сами владельцы выкинули его на улицу. Малыша поймали дворники, отнесли в жилкомсервис. А куда потом девать? Была, конечно, у коммунальщиков шальная мысль вырастить крокодила до устрашающих размеров и ходить вместе с ним по квартирам взыскивать долги, да только уж больно сложно рептилию содержать в домашних условиях. Представители жилкомсервиса обратились в зоопарк, а там у крокодила потребовали справку о состоянии здоровья. Разумеется, никаких документов у рептилии при себе не оказалось, а без них зоопарк, чтобы не заразить зверей, новых постояльцев не принимает. Приютить зверя согласилась только одна организация - центр спасения диких животных "Велес". Там крокодил находится до сих пор, растет, крепнет и носит неоригинальное имя Гена.

    Еще в "Велесе" проживают два гималайских медведя Маша и Миша. Их привезли из Уссурийска. Вообще-то медведей изначально было шесть, но четверых при странных обстоятельствах застрелили сотрудники приморской полиции прямо в клетках.

    Деньги на перевозку (потребовалось 315 тысяч рублей) собирали всем миром, в итоге Маша и Миша отпраздновали новоселье.

    Также в центре содержатся лисы, лошади, совы, павлины, еноты, лоси. Всем им нужно чем-то питаться. Ежемесячный счет идет на сотни тысяч рублей. В принципе, у "Велеса" есть крупный инвестор - строительная компания. Но содержание диких животных слишком обременительно. В садовый сезон неравнодушные петербуржцы и жители Ленобласти охотно везут в центр урожай. Зимой сложнее. А нынешней - особенно. Сотрудники центра пошли на сбор пожертвований - тем, кто хочет помочь, но не может приехать лично, предлагают отправлять по 100 рублей, используя SMS. Но и здесь не обходится без накладок. Бывали случаи, что мошенники, маскируясь под зоозащитников, указывали вымышленные реквизиты и наживались на чужой доброте.

    Волк собаке товарищ

    Когда-то рядом с поселком Новоселки находилась притравочная станция. Здесь собак тренировали в охоте на медведей, лис и волков. Зоозащитники по всей стране неоднократно требовали запретить использовать диких зверей как живые приманки. Но станция в Новоселках закрылась безо всяких протестов. Тихо и незаметно. А животные остались.

    Татьяна Титова четыре года назад изначально планировала создать приют для кавказских овчарок. Но когда ей разрешили поставить вольеры рядом с притравочной станцией, взяла к себе и "дикарей". Конечно, звери, которые годами служили для науськивания, с трудом привыкают к человеку, но "легких" животных в приютах не бывает в принципе.

    Сейчас в приюте Титовой "Верность" живут два медведя, две лисы, ястребы, енот, енотовидная собака. Символом же "Верности" стал ручной волк Ярик из Пятигорска. Его отобрали у дельцов, которые предлагали туристам сфотографироваться с волком за деньги. Ярик, видимо, с рождения жил с человеком: повадки у него вполне собачьи, он ходит на поводке, не кусается и настоятельно простит посетителей центра почесать его за ухом.

    Если в других приютах диких животных со временем выпускают на свободу, то судьба Ярика предрешена. Он никогда не сможет жить с сородичами. Но и в домашних условиях его содержать нельзя. В итоге волк обитает в одноместном вольере. Его друзьями становятся собаки, попавшие в приют. Ярик любит с ними перелаиваться о делах насущных.

    Собак из приюта Татьяна Титова старается пристроить в добрые руки. Сейчас в "Верности" живет 43 собаки. Содержание всех животных обходится владелице в 300 тысяч рублей в месяц. Только в 2014 году ей удалось "выйти в ноль". До этого женщина ради животных продала две машины и дачу.

    - Сейчас помогают волонтеры. Многие привозят продукты, есть и те, кто помогает материально, - говорит Татьяна.

    Самый крупный спонсор - директор коммерческой фирмы. Изначально он взял три собаки для охраны своего склада, а теперь ежемесячно перечисляет по 50 тысяч рублей. Но пока такой крупный меценат у "Верности" один.

    В поисках выхода из финансовой ямы Татьяна начала сбор средств через Интернет. Проект поддержало уже свыше 140 человек. Правда, суммы пока незначительные.

    Взять опеку над сурикатом

    Опека над дикими животными - важная статья доходов не только частных центров и приютов, но и Ленинградского зоопарка. Взять под опеку можно любого зверя, правда, стоимость содержания у всех разная. Например, забота о пуме обойдется в 32 500 рублей в месяц, о кошачьем лемуре - 5380. Опека над енотом-полоскуном составляет 8159 рублей, декоративный кролик демократичнее - 1144 рубля. Заботиться о неразлучных друзьях рыси Линде и домашней кошке Дусе, живущих в одном вольере, стоит 29 и 7,8 тысячи соответственно. Самым же дорогим в содержании животным в зоопарке признана тигрица Герда. Ей для полного счастья в месяц требуется 40 325 рублей.

    Опекуны в зоопарке разные. Есть частные лица, которые помогают просто так. Но большинство все-таки предприятия и организации. Одни выбирает животное исходя из "мимишности", другие стараются соответствовать общей концепции продвижения. Так, фирма по оказанию ритуальных услуг уже несколько лет опекает черного ворона. А музыкант Светлана Сурганова, проводя аналогии со своей фамилией, оказывает помощь группе сурикатов.

    Не так давно в зоопарке стали предлагать всем желающим платные фотосессии с дикими животными. Не со всеми, конечно, но, например, с неядовитой змеей сфотографироваться можно.

    Весь этот набор платных услуг внедряется, несмотря на то что зоопарк получает финансирование из бюджета, а входные билеты не так уж дешевы. Иначе было бы просто невозможно развиваться, говорят в зоопарке.

    Частники лишены бюджетной поддержки. К тому же приюты для диких животных в принципе не рассматриваются как место для экскурсий. Лисы, которых всю жизнь травили собаками, при всем внимании и заботе, которую они получают сейчас, никогда не подойдут к краю клетки, чтобы поглядеть на посетителей. Медведей, которых планируют выпустить на волю, никогда не будут показывать детям потехи ради. А раз так, то единственным способом выжить для частных приютов остается человеческая доброта.

    А как у соседей

    Петрозаводскому приюту для бездомных животных власти города в 2014 году выделили один миллион рублей. Для сотрудников это стало большим подарком. За все время своего существования приют получил государственную поддержку впервые.

    На эти средства отсыпали участок рядом с основной территорией, обнесли его забором, построили добротный деревянный домик для передержки животных. Внутри - индивидуальные боксы и большой общий отсек. Здесь планируется стерелизовать не только приютских собак, но и питомцев малоимущих петрозаводчан.

    - Сейчас в приюте находятся 80 собак и 70 кошек, - говорит администратор Екатерина Романова. - А вообще за три с половиной года здесь побывали 800 кошек и 500 собак.

    Мы с руководителем учреждения Владимиром Рыбалко идем по территории. Животные находятся в просторных вольерах, у каждого - собственная конура. В отдельном отсеке - больные собаки. Анастасия Соловьева, учащаяся Петрозаводского медицинского колледжа, перевязывает одну из них. У собаки - огнестрельное ранение. Так ее "приласкал" собственный хозяин. Но несмотря на жестокость и предательство, собака по-прежнему доверчива к людям, повиливает хвостом и смотрит на нас почти человеческими глазами, в которых и боль, и радость.

    Кошки живут в теплых помещениях, дремлют каждая в своем уголке. Здоровые - вместе, а больные - в отдельных клетках. Если есть необходимость, кошек показывают ветеринару (собственного специалиста в приюте нет), а потом уже Анастасия выполняет указания доктора. Нужно сказать, что проблем у животных хватает, ведь в большинстве своем они выросли и жили на улице.

    Мой визит пришелся на выходной день, поэтому в приюте много волонтеров, они помогают по хозяйству - складывают дрова, привозят питьевую воду и выгуливают собак. Кто-то просто разговаривает с питомцами приюта. Как считают зоозащитники, для животных подобное общение с человеком очень важно.

    В приюте животные проводят от нескольких дней до нескольких месяцев. Молодняк разбирают по семьям быстро, а взрослые собаки могут жить здесь и до года. Если их никто не возьмет за этот срок, они скорее всего, останутся в приюте навсегда. Впрочем, иногда чудеса случаются, и приютские старожилы находят свои дома.

    Однако один приют для большого города - не решение проблемы. Сюда просто не могут взять всех беспризорных собак и кошек. В Петрозаводске же, по мнению экологов, от одной до полутора тысяч бездомных животных. Куда их девать, как справляться с проблемой "бродяжек"?

    - Как один из способов, нужно передерживать, стерилизовать, а потом отдавать в семьи, - уверен руководитель приюта Владимир Рыбалко. - А для этого надо сначала отловить животных. Замечательно, что в Карелии недавно принят соответствующий закон, который регулирует все эти процессы. В нем есть статья, запрещающая наконец-то варварский отстрел животных.

    Что касается финансовой стороны, то, по самым же приблизительным подсчетам, чтобы поймать, а потом содержать одно животное, необходимо до 10 тысяч рублей, в зависимости от срока его пребывания в приюте. Умножим это на тысячу собак и получим 10 миллионов. За такие деньги можно справляться с проблемой. Но их нет. Согласно тому же принятому закону, средства на отлов и содержание животных должны теперь выделять из республиканской казны. Там же на данную статью расходов определили всего 5 миллионов на все муниципальные районы и Петрозаводск. В городе их хватит на отлов и содержание трехсот собак.

    А вообще представители общественных организаций, занятые защитой животных в Петрозаводске, предложили создать специальное муниципальное учреждение, которое профессионально занималось бы отловом собак. В мэрии считают, что подобное учреждение должно быть организовано в рамках государственно-частного партнерства.

    Сам же приют ни на каком бюджете не числится, потому что он создан при городской организации защиты животных. Живет исключительно на пожертвования и помощь жителей города, которая всегда необходима.

    - Приют существует не от хорошей жизни, - уверен Владимир Рыбалко. - Не все в порядке в городе с содержанием домашних животных. Это тоже важно учесть при решении проблемы! Прежде чем завести собаку или кошку, люди должны хорошо подумать и взвесить собственные силы, чтоб потом не выбрасывать питомцев на улицу или не отдавать в приют. Это первое. А второе - семьи, живущие в частном секторе, тоже должны присматривать за своими животными. Они бесконтрольно бегают, а потом вырастают на улице их щенки, которые пополняют ряды бездомных животных. Это касается и предприятий, на территории которых живут собаки. И если мы не изменим отношение людей, то никакие приюты не помогут.

    Поделиться