На "Берлинале" показали фильм о брутальности природы и жизни

На "Берлинале" в рамках программы "Generation 14 plus" состоялась премьера фильма Андрея Зайцева, который называется практически так же, как и программа "14+".

Полный зал после фильма разразился овациями. Столь теплый прием - хороший знак для нашего кино. После премьеры состоялась сессия вопросов и ответов, но не станем на этом останавливаться, поскольку подробное интервью с режиссером было опубликовано в "РГ" накануне открытия фестиваля. Также на "Берлинале" вчера были показаны два фильма основной конкурсной программы, о которых стоит рассказать подробнее.

Фильм "Виктория" Себастьяна Шиппера

Характерный и харизматичный Себастьян Шиппер, который успел как актер сняться в таких фильмах, как "Английский пациент", "Беги, Лола, беги" и других картинах, не в первый раз пробует себя в качестве режиссера. А также - продюсера и автора сценария. Новый фильм изначально назывался "Меня зовут Виктория", а к "Берлинале" от этой фразы осталось только слово "Виктория". И это правильно. Потому что "Виктория" в фильме появляется еще и в значении "победа". Над чем и чья? Над скукой и одиночеством в первую очередь. Над скукой не только потому, что двухчасовой фильм, снятый "мечущейся камерой", смотрится на одном дыхании (кстати, благодаря камере, фильм здесь даже успели сравнить с работами Гай Германики). Но еще и оттого, что главная героиня настолько одинока, и жизнь ее так однообразна - по крайней мере, так девушка себя ощущает, что она согласна ловить адреналин любыми способами, пусть даже незаконными.

Герои картины - 20-летние молодые люди. И уже с первых минут фильма в сердце зрителя закрадывается тревога, которая растет по мере развития действия. Первые кадры - яркие блики света в ночном клубе, смотреть на них больно и неприятно. Как хорошо, что они сменяются симпатичным лицом главной героини (испанская актриса Лайа Коста). Она становится еще симпатичнее, когда одним махом выпивает рюмку водки, не пожалев 4 евро. Но потом... Что она делает с собой? Зачем идет куда-то с компанией непонятных парней? Вскоре зритель начинает смотреть на них - ищущих ночной романтики "рыцарей" берлинских улиц - глазами героини. Отличные ребята - Зоннэ (как  Солнечный), Боксер, Блинкер и Фусс - каждый по-своему симпатичен. Но один из них - Зоннэ, похожий на немецкого Шайю ла Бафа (актер Фредерик Лау), особенно привлекателен. И Виктория открывает ему свою тайну: она - несостоявшаяся пианистка из Мадрида. Ежедневные занятия на фортепиано - по 7 часов - настолько ее изнурили, что девушка, чтобы спасти себя и свою психику, уехала в Берлин и уже три месяца работает там в кафе. "У меня не было друзей, знакомых, я ни с кем не общалась", - плача, признается она. Общению не препятствует даже то, что Виктория не знает немецкого - говорит лишь на английском и испанском. Язык жестов, если рядом еще и пиво - понятен и прост. Но все же понимает героиня далеко не все и, когда оказывается в центре криминальной истории, уже по собственной воле не хочет из нее выпутываться. Ведь вот она - настоящая жизнь! Не за этим ли она в Берлине? Им с Зонни хорошо вместе, адреналин лишь обостряет чувства, тут все откровенно и на пике! Друзья, общение, любовь...

На пресс-конференции актриса призналась, что настолько увлеклась импровизацией на съемочной площадке, что просила у режиссера только одного: "Доверяй мне!". "И мы вместе придумывали 20 тысяч разных ходов", - рассказала Лайа Коста. Режиссер же говорил о том, что для него важно было показать, что не только перфекционисты и успешные люди состоялись в этой жизни. Те, кто неуспешен, - предоставленные сами себе, никому не нужные молодые бродяги вполне могут быть счастливы в своей мнимой свободе... Фильм снят так, что героиня и ее друзья почти все время одни: на улице, в кафе, на крыше, в отеле... Словно весь мир умер для них - одиноких волчат.

Что поразительно, в этой картине необычно сыграна не только любовь (тут сделана ставка на изображение любви как акта доверия), но и смерть. Кто погибнет - не скажем. Добавим лишь, что разрядкой для зрителя, который крайне напряжен из-за происходящего в судьбе персонажей, послужит финал, в котором одни увидят библейскую философию, а другие - влияние американского кино (или пародию на него).

"Иксканул" Жайро Бустаманте

Ландшафты, ландшафты, ландшафты. После второго дня "Берлинале" начинаешь постепенно понимать, что имел в виду директор кинофестиваля Дитер Косслик, заявляя, что сильно представлена в этом году будет также "географическая тематика".

В эпических лентах Изабель Койшет "Никому не нужна ночь" и Вернера Херцога "Королева пустыни" ландшафт становится доминирующим элементом, в то время как в фильме молодого режиссера из Гватемалы Жайро Бустаманте "Иксканул" ландшафт - это не только удачная и впечатляющая кулиса экранного действия, но и своеобразная метафора брутальности природы и жизни, служащая основой повествования. Таинственный и угрожающий крестьянам из близлежащей деревушки вулкан Иксканул, то затухающий, то активный, непреодолимой стеной отделяет коренное индейское население от остального мира. Словно заброшенные на краю света, люди здесь, однако, живут теми же трудами, радостями и горестями, что и их родственники, сумевшие перебраться через вулкан и попасть в соседний город или даже в Америку.

Впервые представленный на "Берлинале" фильм из Гватемалы - это и первая режиссерская работа Жайро Бустаманте, и один из первых художественных фильмов на языке индейцев майя. На фоне этих обстоятельств как-то уже совсем обыденно прозвучало признание режиссера, что о выборе картины для показа в конкурсной программе "Берлинале" он узнал, находясь на очередном вулкане, где "случайно был доступ в интернет".

В фильме рассказывается простая жизненная история, вкрапленная в непривычный для европейского зрителя ландшафт и бедный крестьянский быт индейцев. Однако, несмотря на обилие различных домашних животных, от свиней до кур, а также пестрые одеяния и антуражные халупы без света и воды, в которых живут главные герои, фильм не создает впечатление этнографической зарисовки. Благодаря мастерски написанному сценарию с лаконичными диалогами и удачной актерской работе на первый план выдвигаются именно общечеловеческие проблемы, страхи и ценности.

Как рассказал "РГ" режиссер, главной его целью было найти ответ на вопрос о том, как и почему человек по совершенно непонятным причинам вдруг становится жертвой. "Я хотел снять фильм о беспомощности женщины, полностью зависящей от обстоятельств, которые она сама не выбирает", - объяснил Жайро Бустаманте. По его признанию, он и сам вырос в небольшой общине и хотел "рассказать, как там устроена жизнь".

Кстати, исполнительниц главных ролей дочери и матери в фильме - Марию Мерседес Корой и Марию Телон - режиссер, по собственному признанию, нашел в актерском кружке одной из индейских деревень у подножия одного из вулканов, подобных тому, где снимался фильм. Отец Марии Корой - тоже крестьянин, а мать продает плоды собственного урожая. Сценарий фильма Жайро Бустаманте "подслушал" у представительницы коренного населения майя. Диалоги писались по-испански и потом были переведены на диалект майя. "Тема коренного населения очень важна для меня, - рассказал режиссер. - Однако мне было важно, чтобы она не стала карикатурой".

Киноленту режиссера из Гватемалы полноправно можно поставить в ряд мастерски рассказанных семейных и личных драм. В фильме нет ничего лишнего, диалоги тщательно отработаны. Впрочем, в простоте, как известно, и кроется вся сложность.

Прямая речь

Мария Мерседес Корой, актриса, исполнительница главной роли в фильме "Икскануль":

- Это моя первая актерская работа. Мне понравился этот новый опыт, поскольку я смогла воплотить реалистичный образ женщины, поняв, как это можно сделать посредством кино. Конечно, мне очень бы хотелось и дальше продолжать работать в кинематографе.

Пилар Передо, продюсер фильма "Иксканул":

- Работа над кинофильмом была чрезвычайно сложной. Во-первых, нам не благоволила природа. Во время съемок вдруг началось извержение вулкана. Конечно, он не так опасен, однако нас всех основательно перетрясло. Но основная трудность заключалась в том, что в Гватемале мало профессиональных актеров. Главные герои были из различных деревень, а остальных пришлось везти из Франции.

Себастиан Шиппер, режиссер фильма "Виктория":

- Конечно, в центре моей картины находится криминальный сюжет. Но главное - это рассказ о жесткой повседневности нашего времени, в котором главное - это лишь достижения, а те, кто не вышел вперед, считаются неудачниками и не вписываются в картину общества всеобщего благоденствия. Нашей целью было сделать не абсолютно совершенный фильм, а ленту, близкую к катастрофе, показать агрессию, невыносимое давление, жестокость. Чтобы пережить эту опасность, почувствовать этот драйв, люди и идут в кино. Мы хотели этого достичь, и это, думаю, нам удалось.

Между тем

Знаменитая актриса Леа Сейду - исполнительница главной роли в исторической ленте Бенуа Жако "Дневник горничной", в отличие от гватемальских крестьянок, на "Берлинале" не приехала. Видимо, решив, что в прошлом году здесь побывала - и хватит. Рассерженный режиссер на пресс-конференции даже не удержался от язвительной реплики, что, мол, за это он ни за что не пожелает удачи новому "Джеймсу Бонду", в котором Сейду играет главную женскую роль.

Несмотря на высокие ожидания от больших "имен", "Дневник горничной" пока можно назвать третьим разочарованием 65-го Берлинского кинофестиваля. Красивые пейзажи, мастерски оформленные сцены, каждую из которых можно вставить в отдельную рамку, в целом не составляют полноценного "альбома". Как и характеры - скорее зарисовки, чем полотна, в том числе и сама горничная Селестин, сыгранная Леа Сейду - то жестокая и самолюбивая, то податливая и мягкая, но в итоге весьма непонятная и совсем не "цельная натура". Открытый конец повествования и намеченная политическая линия "преследования евреев", скорее, сбивают с толку, чем придают картине дополнительный смысл.