Речь идет об авиабазе "Андреас Папандреу", совмещенной с гражданским аэропортом города Пафос на юго-западе Кипра, а также о базе ВМФ в городе Лимасол на юге острова.
Россия давно вела с Кипром разговор на этот счет. На сегодня у нашей страны в Средиземном море есть лишь небольшая ремонтная база ВМФ в сирийском городе Тартус, что, особенно с учетом гражданской войны в Сирии - совсем немного. И если Москва намерена всерьез укреплять свое геополитическое влияние, особенно с учетом Крыма, то ей надо изыскивать новые возможности закрепиться в Средиземноморье.
Переговоры продолжились и во время встречи в Санкт-Петербурге кипрского министра иностранных дел Иоанниса Касулидиса и его российского коллеги Сергея Лаврова в июне 2013 года. Что интересно, Касулидис тогда отреагировал на желание российской стороны довольно прохладно, заявив, что на использование кипрских военных объектов Никосия еще может пойти, а вот на сдачу в аренду базы - вряд ли, поскольку США, да и другие страны НАТО, возражают против этого.
Однако результатом переговоров стало то, что Россия с весны 2014 года начала использовать авиабазу в Пафосе, но только "для экстренных случаев и гуманитарных миссий". Лимасольский порт тоже оказался открыт для наших кораблей, но лишь для бункеровки (заправки) и непродолжительных стоянок. Более того, соглашение даже о лимитированном использовании кипрских баз было достигнуто не просто так. Москве пришлось применить давление. Например, отказавшись реструктуризировать долг в 2,5 миллиарда евро, выданный Кипру в 2011 году, в то время как Никосия находилась в сложном положении после банковского кризиса 2013 года. В итоге долг был пересмотрен только в сентябре 2013 года, когда произошли подвижки по вопросу военных баз.
И вот теперь президент Анастасиадис сам предлагает военные базы в аренду. Разумеется, греческому Кипру нужны союзники, особенно учитывая, что в отношениях с турецкой частью острова особого прогресса не наблюдается. Более того, споры о принадлежности кипрского шельфа с запасами углеводородов и посылка в прибрежные кипрские воды Турцией судна для сейсморазведки еще больше накалили обстановку. Между тем у Греции много своих проблем, и Кипр остается один на один с сильной Турцией. Между тем Москва всегда поддерживала греков-киприотов, поэтому выглядит естественным, что Никосия ищет опоры в России.
Если бы не одно "но". На Кипре хорошо знают, что наличие военной базы не является гарантией защиты. Британские военные части расквартированы на острове с начала ХХ века, а с 1960 года они находятся в статусе суверенных территорий Соединенного королевства. Однако это не помогло киприотам в 1974 году, когда половина острова была аннексирована Турцией.
Так что следует предполагать, что заранее озвученное предложение Анастасиадиса - попытка прощупать почву и расположить к себе россиян. Столь широкое предложение, особенно с учетом возможных проблем для Кипра после этого - вряд ли Запад обрадуется данной инициативе - заставляет предположить, что Никосия рассчитывает на ответный шаг соответствующего масштаба.
В самом начале февраля новый греческий премьер-министр Алексис Ципрас заявил, что Греция и Кипр могут стать "мостом, способным соединить Россию и Европу". А епископ Кипрский Хризостом, глава Кипрской православной церкви, имеющей огромное влияние в финансовом секторе островной республики, неоднократно заявлял, что Никосия должна выйти из зоны евро. Тем же самым пугает Евросоюз и пришедшая в январе к власти в Афинах левая партия СИРИЗА.
Так что военные базы Кипр если и отдаст России, то в обмен на помощь до сих пор не оправившейся от кризиса 2013 года банковской сфере Кипра и на финансовую поддержку, причем, возможно, не только самого Кипра, но и Греции. Плюс, речь пойдет о поддержке Москвой Никосии в сложном вопросе взаимоотношений греков и турок, что в нынешней ситуации расширения связей России и Турции будет совсем непросто.