Новости

09.02.2015 17:28
Рубрика: Культура

Российскому кино оказали теплый прием в Берлине

Сегодня в конкурсе Берлинского кинофестиваля покажут картину "Под электрическими облаками" Алексея Германа-младшего. В основе сюжета фильма, снятого в стилистике поэтического импрессионизма - несколько историй, герои которых по-разному относятся к жизни, у каждого из них - своя правда. Но из частей, во многом противоречивых, собирается единое целое. В одной из новелл, которая рассказывает о судьбе крохотного музея, обреченного на гибель, снялась Анастасия Мельникова. Для актрисы, известной всей стране как капитан Абдулова, эта роль оказалась особенно важна. В том числе и по личным мотивам…

Анастасия, я знаю, что фильм "Под электрическими облаками" это больше, чем просто еще одно кино, пусть даже очень хорошее…

Анастасия Мельникова: Да. Есть вещи, о которых ты можешь мечтать, а есть, о которых даже мечтать не смеешь. И все то, что произошло с Алексеем Алексеевичем Германом, прекрасным режиссером, а для меня еще и с моим обожаемым крестным братом - это что-то невероятное.

Кстати, признайтесь - "пользуясь положением", никогда не просились к Алексею Юрьевичу Герману-старшему?

Анастасия Мельникова: А как же! Я умоляла: "Дядя Лешенька, пожалуйста! Я буду палочкой в заборе, массовкой на заднем плане. Стоять могу часами, я не балерина, я стойкий оловянный солдатик, все выстою!". Но Алексей Юрьевич признавался, что он не может перешагнуть психологический барьер - я для него всегда была ребенком, который вырос на его глазах. Он говорил: "Настя, я не смогу на тебя наорать, не смогу покрыть тебя матом, не смогу ударить, чтобы был нужный взгляд". И я понимаю, что у него действительно был барьер, потому что однажды тетя Света (Светлана Кармалита - жена и соратник Ал.Ю.Германа-ст. - прим.ред.) сказала, что они пересматривают все "Фонари...", а однажды Алексей Юрьевич заметил, что в фильме Александра Котта "Посторонний" "сцену в ванной ты сыграла".

Если не знать Алексея Юрьевича, может показаться, что похвала весьма скупа. Но на самом деле, это очень высокая оценка.

Анастасия Мельникова: Конечно! И я никогда не могла представить себе, что Леша возьмет меня в свою картину, я всегда была уверена, что тот психологический барьер перешел к нему "по наследству". Поэтому когда он мне предложил роль, у меня было ощущение, что мир перевернулся. При этом я совершенно не убеждена, что не зная меня по-человечески, не зная моего внутреннего мира, не зная, как я реагирую на жизнь, Алексей дал бы мне, актрисе Анастасии Мельниковой, снимающейся в сериальных проектах, роль в своем фильме.

Причем роль именно сотрудника музея, в своем роде хранителя культуры.

Анастасия Мельникова: Да, и мне кажется, он изначально считал: даже если я ничего не сыграю, а просто буду самой собой - Настей, которая обожает книги, картины, музыку, архитектуру, то ему этого будет достаточно. Надеюсь, я не разочаровала Алексея и как актриса.

Опасения его отца, Алексея Юрьевича понять можно. Но вам самой на съемочной площадке не мешало едва ли не родство с режиссером?

Анастасия Мельникова: Нет, для нас обоих личная жизнь и работа - это два разных мира, которые нельзя смешивать. Более того, был момент, когда я смотрела на Алексея со стороны, и вдруг испугалась: "Неужели я потеряла своего крестного братика? Неужели у нас никогда больше не будет прежних отношений?"

Вы увидели его не милым другом семьи, а требовательным, даже деспотичным, как его отец, режиссером?

Анастасия Мельникова: Все началось с первой минуты, как только я вышла из гримвагона. Где-то вдалеке орал Леша, эмоции на съемочной площадке зашкаливали, но не это, конечно, меня потрясло. А то, как он работает - мы могли репетировать один кадр два-три дня по 12 часов, потом по десять дублей снимали сцену огромным единым кадром, когда проживаешь всю историю целиком. С таким подробным разбором, нюансами, поиском нужных интонаций, взгляда. В моей жизни такое случалось только в театре. Конечно, я видела его другие фильмы и прекрасно понимала, с каким художником мне предстоит работать, но я испытала самый настоящий профессиональный шок.

Ваши опасения оказались напрасны?

Анастасия Мельникова: Да. День на пятый мы вместе возвращались со съемок, и уже подъезжая к отелю, решили поехать дальше, искать одно место… Я верю в знаки, которые посылает нам бог. Эта картина, столь важная для моей души, снималась в Харькове, где родился мой родной папа, и крестный Леши (Рюрик Мельников, известный ученый, хирург-онколог, был близким другом Алексея Германа-старшего - прим.ред.). И в тот момент, когда мы вместе нашли место, где стоял папин дом, когда я почувствовала поддержку Леши в эту сложную для меня минуту, я поняла: своего брата я не потеряла…

Вашим партнером стал Мераб Нинидзе, я бы сказала, особого качества актер, который уже снимался у Алексея в "Бумажном солдате"…

Анастасия Мельникова: Вы не представляете, сколько было проб, пока искали мне партнера - Леша ведь невероятно дотошен в вопросе актерского ансамбля. Помню, однажды на кастинг пришел один молодой актер. Пробы прошли прекрасно, но - увы. При этом Алексей поступил очень честно по отношению к актеру. Обычно ведь как говорят: "Спасибо, мы вам позвоним".

И, конечно, никто не звонит.

Анастасия Мельникова: Ну, конечно. А Леша извинился перед человеком и признался: "Я не умею врать. Вы прекрасно сыграли, но мне нужно выбирать: либо вы, либо Настя. Потому что вы для нее слишком молоды, и тогда история взаимоотношений ваших героев о том, что взрослая тетка захотела мальчика. Не обижайтесь. Но Насте я уже пообещал…" Я была рада, что Леша нашел правильные слова, ведь каждому актеру очень важно услышать, что он понравился режиссеру, что просто не сошлось, так бывает… В итоге я снималась с Мерабом, и это было удивительно - мы прежде никогда не встречались, но с первой же минуты, когда еще не было сказано ни единого слова, между нами возникло редкое на съемочной площадке взаимопонимание.

Вы фильм уже видели?

Анастасия Мельникова: Видела, но еще без звука. Вы знаете, я свои фильмы никогда не смотрю, такой у меня принцип. Это не кривляние, не кокетство, просто я всегда собой недовольна; мне кажется, что вот здесь сыграно не так, и тут надо было как-то иначе… В "Под электрическими облаками" я видела не себя, Настю Мельникову, а совершенно чужую мне женщину. Единственное, что я себе позволила, не спросив режиссера - "повесила" знак вопроса: что было с моей героиней "до" того момента, когда она появилась в новелле, и что с ней будет "после". Мне нужна была эта загадка.

- У фильма многофигурная композиция. И кого-то зацепит история неприкаянного гастарбайтера, кого-то душевная маета внешне успешного архитектора, кому-то близким покажется выбор детей погибшего олигарха, которые вернувшись в Россию на неделю, остаются в ней навсегда. Кого-то тронет судьба паренька-наркомана, спасшего девочку ценой своей жизни, кто-то увидит себя в гиде, который борется за музей. Для вас про что это кино?

Анастасия Мельникова: Прежде всего, про людей, способных любить. Как сказала в одном из своих последних интервью Елена Образцова, не позволяйте себе ни одного дня прожить без любви…

Но прежде всего это кино про идеалистов. Как герой Мераба Нинидзе спрашивает: разве Чацкий, Онегин, Печорин - художественное преувеличение? Мне кажется, Алексей вас позвал еще и потому, что вы сами верите в некие идеалы…

Анастасия Мельникова: Я постоянно спорю с теми, которые убеждают меня, что человек подол, гадок, низок. Да, человек слаб, в нем много чего есть. Но нельзя бесконечно показывать его только таким. Вот пример очень близкий мне. Сколько рассказывали о врачах, по чьей халатности гибли люди. Да, это дикие вещи, которые умалчивать нельзя. Но почему вы не показываете врачей, которые в той же больнице спасли не одну сотню людей. Я выросла в семье медиков (у меня и старший брат, и родители, и оба дедушки и даже прадедушки - врачи), и для меня всегда примером был папа, который к каждому больному относился так, как к близкому человеку. И когда он, придя домой, молча уходил в кабинет, мы все понимали: у папы умер пациент. Для него это было трагедией. Он не смог стать циником.

И, кстати, чем отличается кино обоих Германов - в нем нет ни намека на цинизм, хотя Алексей Юрьевич никогда не строил иллюзий в отношении человечества, а уж сегодня быть циничным попросту модно.

Анастасия Мельникова: Нет, конечно, Леша абсолютно не такой. И слава богу. Никогда не забуду одну съемку программы "Участок", которую вела на Первом канале. Стоит передо мной девочка, лет 17-18, у которой три недели назад умер ребенок - она сделала ему прививку, не предупредив врача, что у ребенка температура. И мне в ухо кричат: "Скажите, что это она виновата в смерти ее ребенка!" Естественно, я этого не сделала. Меня же потом обвинили: "Неужели вы, Настя, не понимаете, что этим вы могли бы остановить других таких мамаш-идиоток!"

А на что врач?!

Анастасия Мельникова: В том-то и дело, что это была его задача, а не 18-летней дурочки. Мне говорили: "Вы должны поставить стенку внутри себя, иначе не сможете работать на нашей передаче!" Но я никогда не поставлю стенку перед собой и этой девочкой с болью в глазах. Я выдержала ровно год. И все же боженька вновь меня привел к страждущим (речь идет о приемах граждан, которые Анастасия ведет, как депутат ЗакСа Санкт-Петербурга - прим.ред.) Бывает, я принимаю по 30 человек в день, а между ними пью валокардин, новопассит, потому что столько людской боли на меня выливается!

Зачем тогда вы взялись за это?

Анастасия Мельникова: Нельзя от жизни только брать, этому меня научили мои родители, и этому я хочу научить свою дочь. Я пришла в политику только ради того, чтобы постараться помочь людям…

Берлинале парит в облаках

У Берлинского кинофестиваля уже определились фавориты, но и на критику здесь не скупятся.

За пять дней успели показать несколько наших фильмов и принимают их очень хорошо. Премьера "Чаек" Эллы Манжеевой (программа "Форум"),снятого в Калмыкии, прошла при полном зале, съемочная группа долго отвечала на вопросы. В Берлин привезли калмыцких танцоров и певцов, желающих учили готовить калмыцкий чай с молоком, давали попробовать пельмени четырех сортов. На вопрос обозревателя "РГ" о том, какой вопрос произвел на нее наибольшее впечатление, Манжеева ответила: "Знаю ли я калмыцкий язык?". Однако фильм запомнился зрителям не только этнографией: спрашивали, например, о роли в семье старшей женщины как хранительницы очага - согласно национальной традиции.

С аншлагом прошел и показ картины Андрея Зайцева "14 +" - в рамках программы "Поколение 14+". История о первой любви 14-летних подростков растопила сердца зрителей своей искренностью: на сессии вопросов и ответов авторов долго не отпускали. Официальная премьера фильма Натальи Кудряшовой "Пионеры-герои" еще впереди, но первый показ уже состоялся, и отзывы весьма хорошие. Всем желающим повязывают красные галстуки и учат правильно произносить "Будь готов!" - "Всегда готов!".

Состоялись показы российских фильмов и на Европейском международном кинорынке EFM. Для дистрибьюторов показали картину "Ангелы революции" Алексея Федорченко, рабочие материалы "Метаморфоз" Сергея Тарамаева и Любы Львовой, фильмы "Без комментариев" Артема Темникова и "Снежная королева 2: Перезаморозка". Интерес к ним есть: на стенде Russian Cinema сделки по российскому кино заключаются одна за другой. На кинорынке одна из крупнейших европейских компаний-дистрибьюторов предлагает зарубежным прокатчикам фильм Веры Глаголевой "Две женщины". Его продюсер Наталья Иванова специально приехала принять участие в этом процессе, как и Кира Саксаганская - продюсер нового фильма Алексея Учителя "Матильда" о балерине Матильде Кшесинской.

В главном конкурсе фавориты пока "Такси" Джафара Панахи, который по понятным причинам на фестиваль не приехал - невыездной, "Икскануль" Жайро Бустаманте - первый в берлинском конкурсе фильм из Гватемалы, "Мистер Холмс" Билла Кондона и новая работа Терренса Малика "Рыцарь кубков". Тепло приняли и фильм "Виктория" Себастьяна Шиппера. Критике подверглись фильмы "Королева пустыни" Вернера Херцога, "Никому не нужна ночь" Изабель Койшет и "Дневник горничной" Бенуа Жако. Сегодня в конкурсе покажут фильм Алексея Германа-младшего "Под электрическими облаками".

Между тем

"Берлинале" в этом году урожайный в плане приезда звезд. По красной дорожке прошли Николь Кидман, Джеймс Франко, Вернер Херцог, Дэмиен Льюис, Иэн Маккелен, Кристиан Бэйл, Натали Портман... Вопреки ожиданиям, не приехали Леа Сейду и Кейт Бланшетт. До сих пор никто не встретил в Берлине Терренса Малика. Знаменитый режиссер предпочитает оставаться в тени, проявляясь только в своих фильмах.

Участники "Берлинале 2015" отвечают на вопросы "РГ"

Вернер Херцог, режиссер фильма "Королева пустыни":

- Этот фильм я делал не для карьеры, а для себя: мне был интересен такой опыт. Картина получилась удивительной, необычной даже для меня самого. Мне было важно не только то, что это - биография реальных людей, но и то, что фильм дал возможность рассказать о становлении внутреннего мира сильной женщины Гертруды Белл, которая идет по намеченному пути и ведет за собой других. Важна и политическая составляющая. Ну, и, конечно, вдохновляла возможность вести съемки непревзойденных пейзажей Востока.

Кристиан Бэйл, исполнитель главной роли в фильме "Рыцарь кубков":

Хотя это фильм о Лос-Анджелесе, о Голливуде, нельзя сказать, чтобы только мы там все такие сумасшедшие. Спросите любого здесь в зале, знают ли они, что такое внутренняя пустота и боль - ответ наверняка будет утвердительным. Я сыграл то, что знакомо каждому, - всем, живущим в цивилизованном мире.

Натали Портман, исполнительница главной роли в фильме "Рыцарь кубков":

В моей жизни такой ситуации не было (в фильме героиня не может определить, от кого у нее ребенок - от мужа или любовника - Прим. авт). Так что когда я испытывала подобную боль - трудно сказать. Думаю, большую роль сыграло то, что это мой первый фильм после двухлетней паузы, связанной с рождением ребенка. Этот новый эмоциональный опыт тоже оказался важным для раскрытия характера моей героини: я стала более зрелой и мудрой.

Иэн МакКеллен, исполнитель главной роли в фильме "Мистер Холмс":

Мне интересно раскрываться по-новому в каждой новой роли. И для меня было большой честью сыграть Шерлока Холмса: он был великим англичанином, хоть и никогда не жил в реальности. Это замечательный герой, необыкновенно воодушевляющий. Я хотел понять, что он собой представляет. Воображал себе, как он выглядел. Я всегда восторгался этим персонажем, хотя в жизни я на парочку десятилетий моложе, чем Шерлок в фильме, но старого человека мне играть очень просто, тем более - благодаря великолепному гриму. А самым трудным было получить предложение от Билла Кондона сниматься в этой роли. Когда он позвонил и спросил: "Иэн, не хотел бы ты сыграть у меня Шерлока Холмса?" - я тут же с радостью согласился.

Пилар Передо, продюсер фильма "Икскануль":

Работа над кинофильмом была сложной. Во-первых, нам не благоволила природа: во время съемок вдруг началось извержение вулкана, и нас всех основательно перетрясло. Основная трудность заключалась, однако, в том, что в Гватемале мало профессиональных актеров. Главные герои были из различных деревень, а остальных пришлось везти из Франции.

Себастиан Шиппер, режиссер фильма "Виктория":

Конечно, в центре картины криминальный сюжет. Но главное - это рассказ о повседневности нашего времени, когда главное - успех, а те, кто не вышел вперед, считаются неудачниками и не вписываются в картину общества всеобщего благоденствия. Нашей целью было сделать не абсолютно совершенный фильм, а ленту, близкую к катастрофе, показать агрессию, невыносимое давление, жестокость. Чтобы пережить эту опасность, почувствовать этот драйв, люди и идут в кино. Мы хотели этого достичь, и это, думаю, нам удалось.

Подготовила Анна Розэ

Культура Кино и ТВ Наше кино 65-й Берлинский кинофестиваль РГ-Видео РГ-Фото