Здесь осталось все, как при жизни поэта - с небольшими поправками на современность. Время на небольшом участке подмосковной земли, закрытом соснами от внешнего мира, будто остановилось - в этом убеждаются посетители, оставляющие записи в книге впечатлений. В доме в Переделкино Пастернак жил с 1939 года до конца жизни.
"Обстановка аскетичная", - убедился Сергей Нарышкин, осмотрев рабочее место хозяина дома. "Стул, стол, кровать - все остальное для него было лишнее, - согласилась заведующая музеем Ирина Ерисанова. - Вот за этим столом он и писал главную свою книгу - "Доктора Живаго".
Именно здесь, в этом доме, закончилась творческая пауза Бориса Пастернака. "Не каждый находит, то место, которое действительно может назвать "своим" - а Борису Леонидовичу эту удалось. Пастернак не был нытиком, он умел преодолевать трудности, которые бросала ему жизнь. Главное было - найти силы, чтобы преодолеть это сопротивление. И именно здесь ему были даны эти силы".
Он был счастлив в Переделкино, несмотря на трагичный конец, уверена давний сотрудник музея.
Все вещи здесь подлинные - возникает впечатление, что они оставались в этом доме неизменно со дня смерти Пастернака. На самом же деле, интерьер восстанавливался по сохранившимся фотографиям. Ведь несколько лет дом простоял пустым, а вещи и обстановка чуть не оказалась на свалке - были спасены родственниками, друзьями семьи...
Однако теперь память о Борисе Пастернаке вновь поселилась в небольшом доме, из-за веранды напоминающем корабль. И интерес с течением времени не ослабевает, рассказала Ирина Ерисанова. "Молодежи много?" - поинтересовался Сергей Нарышкин. "Вы удивитесь, много. Очень живое место, - отвечала его собеседница. - Молодежь приходит по доброй воле, и все активнее, причем молодежь читающая. Знаете, я не разочарована в нынешнем поколении, как большинство. Как многие учителя, которые жалуются на отсутствие у детей интереса к книгам".
Это место, где можно отгородиться от мирской суеты, располагает к творчеству. Школьники, которые приходят "в гости" к классику, не только читают здесь стихи, но и сами пытаются написать что-то свое, рассказала хранительница музея. В последние годы по словам Ерисановой, у музея "установились серьезные взаимоотношения" со школьниками. "Есть дети, которые приходят каждое воскресенье и рисуют - это называется пастернаковский пленэр. А некоторые проводят у нас целый день, особенно когда есть, чем заняться на участке - покрасить, вскопать", - рассказала она.
Сергея Нарышкина также провели на веранду, где все организовано для тематических экспозиций, которые одна за другой будут проходить в год 125-летия Пастернака. Здесь нет искусственного света, и, когда заходит солнце, сотрудники музея используют фонарики, чтобы показать посетителям фотографии, рукописи и другие экспонаты. Этот штрих создает особую поэтическую атмосферу, гордятся в музее. Новые экспозиции, приуроченные к юбилею поэта, последовательно расскажут о его взаимоотношениях с футуризмом, охватят довоенный и "военный" период жизни классика.
А в сам юбилейный день сюда придут давние друзья дома, ответила Ерисанова на еще один вопрос гостя. На всех места по традиции хватит с трудом. Посетители примостятся, где придется - кто-то прямо на ступеньках лестницы на второй этаж. Будут стихи, игра на рояле. И, конечно же, душевная атмосфера.
Напряжение в отношениях с Западом здесь, конечно же, не властно, улыбается на уточняющий вопрос "РГ" директор музея. Политические дрязги на культуру не действуют: европейцы как приезжали, так и приезжают - особенно немцы, англичане. В музее особо вспоминают визит посла Австрии.
Наведываются и сильные мира сего из России. Сразу вспомнился работникам музея Анатолий Чубайс, который не только приехал, но и подарил автомат для бахил.
Государственному литературному музею, отделом которого и является дом-музей Пастернака, нужно куда более масштабное содействие. Давно назревшую проблему музейные работники обсудили со спикером Госдумы за чаепитием. Как рассказала "РГ" Ирина Ерисанова, речь шла о том, что центральной площадки у Литературного музея до сих пор нет. Свою деятельность он ведет в десятке разрозненных помещений, что создает ряд неудобств. По ее словам, Нарышкин отнесся к этому с пониманием.
Расписавшись на прощание в книге впечатлений, гость поблагодарил хранителей музея "за бережное отношение к памяти и творчеству великого гения русской литературы".