Чиновников мэрии Саранска проверили на грамотность

Письменный экзамен на общую грамотность устроил своим подчиненным мэр столицы Мордовии Петр Тултаев - после работы чиновники писали диктанты. За парту сели все 320 сотрудников администрации во главе с градоначальником. В понедельник стартует заключительный этап.

О решении провести широкомасштабный "ликбез" среди госслужащих Петр Тултаев объявил еще в конце октября. Как рассказали "РГ" в муниципалитете, чашу терпения саранского главы переполнил случай, когда ему принесли на подпись документы, минуя сотрудника, выполняющего редакторские функции, - он был в этот день на больничном. Пробежав взглядом подготовленные чиновниками бумаги в "первозданном виде", мэр (кстати, выпускник филфака) был невероятно разгневан и не подписал ни одну. Оргвыводы не заставили себя ждать.

- Нам часто приходится письменно общаться с горожанами, готовить документы в вышестоящие органы. А работники горадминистрации порой не только не в состоянии изложить суть вопроса, но и допускают большое количество орфографических "ляпов" в официальных бумагах, там самым подрывая авторитет власти. Все наши сотрудники имеют высшее образование, а многие - даже ученую степень, и при этом умудряются делать, фигурально выражаясь, в слове "мама" три ошибки. Таким не место в мэрии! - резюмировал Тултаев.

На подготовку к тесту чиновники получили четыре месяца. Некоторые из них, обложившись словарями и учебниками, втайне надеялись, что за это время руководство забудет о диктанте, но этого не произошло. Экзамен состоялся в срок и по графику: всех сотрудников поделили на три группы. Первая - во главе с руководителем аппарата мэрии Олегом Головановым - писала диктант по завершении рабочего дня в минувший четверг. Вторая, в составе которой был и градоначальник с главами районных администраций - в пятницу. Заключительный этап состоится сегодня вечером. Экзаменаторы - преподаватели Мордовского госпединститута имени Евсевьева - предупредили, что списать не получится: на диктант нельзя было пронести ни словарь, ни шпаргалку - только чистые листы бумаги в линейку и авторучку. Не разрешалось и пользоваться гаджетами, чтобы подсмотреть правописание сложного слова в интернете.

- Для трех групп было выбрано три варианта текстов - какие именно, заранее не разглашалось. Нам достался отрывок из очерка Василия Пескова о Байкале. Пришлось вспомнить очень много правил - особенно на синтаксис и пунктуацию, - рассказала пресс-секретарь главы горадминистрации Саранска Галина Савинова - она писала диктант с первым потоком экзаменующихся. - В целом же для сотрудников муниципалитета тест стал хорошим стимулом к тому, чтобы подтянуть свою грамотность. Я знаю, что многие мои коллеги вновь взялись за учебники, позаимствовав их у детей, штудировали специальные обучающие программы в интернете, а дома писали тренировочные диктанты.

В ходе испытаний чиновники заметно нервничали и частенько заглядывали в листочек к соседу по парте. Некоторые - особенно сотрудники коммунальных ведомств - интересовались, сделают ли экзаменаторы поблажки обладателям дипломов технического профиля.

- Что греха таить - я и сам волнуюсь, - признался перед экзаменом Петр Тултаев.

Следует отметить, что это уже не первая подобная инициатива саранского мэра, когда-то начинавшего карьеру журналистом "районки" и уже заслужившего репутацию главного "граммар-наци" среди чиновников столицы республики. Именно с его легкой руки осенью в Саранске была организована национальная версия "Тотального диктанта" на мордовских языках - мокша и эрзя. Кстати, за письменный тест на родном мокшанском Петр Тултаев получил твердую четверку. Какую отметку поставят ему экзаменаторы на сей раз, пока неизвестно. Проверить все 320 работ (оцениваться они будут по системе "зачет" - "незачет") и огласить результаты педагоги обещают к концу недели.

От итогов диктанта будет напрямую зависеть служебная карьера чиновников. Получившим "двойки" дадут возможность через некоторое время пересдать экзамен. Тем же, кого вновь постигнет неудача, пригрозили увольнением. Впрочем, в муниципалитете надеются, что до этого дело не дойдет.