"Законом N 41-ФЗ от 05.04.2013 "О Счетной палате РФ" предусмотрено, что одной из задач палаты является оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет федерального бюджета, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет федеральных и иных ресурсов", - поясняет старший юрист фирмы "ЮСТ" Екатерина Болдинова.
Налоговые льготы вводятся в действие или отменяются путем внесения изменений в НК РФ. "Поправки проходят все сопутствующие принятию федеральных законов процедуры: рассмотрение в Госдуме, Совете Федерации, общественное обсуждение, обсуждение с региональными парламентами", - перечисляет Александр Житнич, управляющий партнер "Алариус Консалтинг". С одной стороны, предлагается к длинному списку процедур прибавить еще одну, что увеличит срок рассмотрения законопроектов. С другой, если уже принятые налоговые льготы приходится оценивать с позиции необходимости, то проще их не вводить. "Изменения в Закон "О Счетной палате РФ" вносятся для того, чтобы свести к минимуму введение неэффективных или излишних налоговых льгот", - уверяет Болдинова.
Сейчас анализ законопроектов Счетной палатой, которые предусматривают введение льгот, не запрещен и не разрешен. "У Счетной палаты уже сейчас есть полномочия по экспертизе проектов федеральных законов и иных нормативных актов. Но они действуют только в части законов, которые могут привести к изменению доходов бюджетов, - говорит Екатерина Болдинова. - Формально экспертизу законов, устанавливающих налоговые льготы, можно отнести к этой категории. И с этой точки зрения никаких дополнительных изменений в законодательство вводить не нужно. Однако законодатель, по всей видимости, решил очертить функции и задачи Счетной палаты максимально четко во избежание разночтений". И это вполне обосновано, ведь своим формальным правом Счетная палата не пользуется. Поэтому для изменения сложившейся практики рассмотрения законопроектов и введения оценки СП РФ в качестве обязательной для всех документов о налоговых преференциях требуется уточнить законодательство.
Предполагается, что анализ Счетной палатой льгот даст положительный, выраженный в денежном эквиваленте результат. "Изучение Счетной палатой проектов таких законов поможет выявить не только излишние расходы, но и источники резерва для дополнительных доходов бюджетов, что сейчас особенно актуально", - считает Екатерина Болдинова.
Сегодня новых документов о введении налоговых льгот всего несколько. "На рассмотрении в Госдуме находится законопроект N 163349-6 о продлении действия льготы по НДПИ для сырой нефти, добываемой в определенных субъектах РФ, сейчас над ним работают минэнерго и минфин. И законопроект N 527476-6 о предоставлении налоговых льгот для субъектов ОЭЗ в Магаданской области", - говорит Житнич. Основная масса документов, касающихся налогов, была рассмотрена в осеннюю сессию. Но уже скоро может настать очередная горячая пора. Антикризисные меры предполагают в том числе и налоговые льготы. Дополнительный госорган, который даст оценку их эффективности, не помешает.
Однако эксперты отмечают, что проблемы с налоговыми льготами возникают не на этапе их принятия, а на этапе применения. "НК РФ установлен значительный перечень льгот по региональным и местным налогам, - рассказывает Александр Житнич. - И каждый субъект РФ принимает решение о введении или невведении этих льгот на своей территории самостоятельно. Практика показывает, что, например, льготы, предусмотренные для малого бизнеса в полном объеме, вводятся в большинстве случаев на территории республик Северного Кавказа. А развитые регионы, такие как Москва, Московская область, Санкт-Петербург, либо вообще их не применяют, либо разрешают их применение очень узкому кругу налогоплательщиков". Эффективность использования льгот на местном уровне и их влияние на развитие бизнеса в регионах никем не анализируется.