Правда, одобряя предпринимательскую деятельность, заниматься бизнесом россияне не спешат. Доля ранних предпринимателей (запускающих свое дело или открывших его менее 3,5 лет назад) в России составляет всего 4,7% от трудоспособного населения. Год назад их было еще 5,8%. В топ-5 стран с наименьшим числом ранних предпринимателей, помимо России, также входят Италия (4,4%), Суринам (2,1%), Япония (3,8%), Косово (4%).
В исследовании также отмечается, что 58,7% российских предпринимателей начинали бизнес, посчитав это благоприятным и перспективным направлением деятельности, а 39% - по необходимости. Год назад доля вынужденных предпринимателей составляла 35,4%, а создавших бизнес в надежде на успех - 42%.
Константин Гурков, вице-президент Союза Клининговых компаний России, считает, что предпринимателей у нас так мало, потому что традиционно бизнесмен в современной России - понятие ругательное: "Не уважаемая это профессия! Отсюда и отношение к предпринимателям на всех уровнях, от чиновников и карающих структур, до работников и клиентов. Приходится объяснять, что бизнес - это не благотворительность, а бизнесмены не рвачи, а порядочные люди, с большим трудом зарабатывающие на жизнь. Причем не только себе, но и своим сотрудникам".
Россиян, упорно трудящихся на ниве бизнеса свыше 3,5 лет и того меньше - всего 3,9% (год назад - 3,4%). Среди стран постсоветского пространства, участвовавших в исследовании, а это Казахстан, Литва, Эстония и Грузия, это самые низкие показатели. Результаты исследования показывают, что доля "молодых" предпринимателей в Казахстане составляет 13,7% от населения, в Литве - 11,3%, Эстонии - 9,4%, Грузии - 7,2%. А процент населения, занимающегося бизнесом свыше 3,5 лет, составляет 7,4%, 7,8%, 5,7% и 7,3% соответственно.
Самые низкие результаты у России по молодому предпринимательству и среди стран-участниц БРИКС. В Индии бизнесом недавно начали заниматься 6,6% населения, в ЮАР - 7%, в Китае - 15,5%, а в Бразилии уже 17,2%. При этом успешно ведут дела свыше 3,5 лет в Индии 3,7% предпринимателей, в ЮАР - 2,7%, в Китае - 11,6%, а Бразилии - 17,5%.
Согласно исследованию GEM, менее конкурентоспособные страны имеют больше предпринимателей ранней стадии (работающих менее 3,5 лет). Так, более 25% трудоспособного населения занято в сфере бизнеса в Эквадоре (32,6%), Перу (28,8%), Боливии (27,4%), Ботсване (32,8%) и Чили (26,8%).
- В низкоконкурентных странах стать предпринимателем проще, чем устроиться на госслужбу. Государство здесь не может обеспечить высокий уровень доходов и высокую занятость населения в госсекторе, плюс сфера малого предпринимательства значительно менее зарегламентирована. В этих странах существуют также традиции предпринимательства. У нас государство является гарантом экономической стабильности общества и проще пойти работать в госучреждение, нежели заняться своим бизнесом, - говорит Владимир Орлов, генеральный директор службы заказов Obed.ru.
Лучше всего дела с нарождающимся предпринимательством обстоят в Камеруне (37,4% населения имеют свой бизнес) и Уганде (35,5%). При этом если в Камеруне порог в 3,5 года удалось преодолеть лишь 11,5% бизнесменов, то в Уганде этот показатель достиг 35,9%. То есть в этой африканской стране к числу предпринимателей можно отнести 71,4% трудоспособного населения государства в возрасте 18-64 лет. Правда, не стоит завидовать. К количественному росту малого предпринимательства, как правило, приводит сокращение занятых в крупном бизнесе и промышленном секторе. Да и качество этого бизнеса не выдерживает никакой критики - при первой же возможности предприниматели поневоле перейдут обратно в стан наемных работников.
- Резкий рост предпринимательства в некоторых развивающихся странах связан с изменением общественно-государственного устройства и экономической модели. При переходе к рыночной экономике появляются ниши, из которых уходит государство и в которые начинают приходить активные люди - предприниматели. Кроме того, в условиях высокой безработицы в таких странах микро- и малый бизнес становятся для людей почти единственной возможностью заработка, - говорит вице-президент, руководитель исполкома "Деловой России" Илья Сёмин.
Неблагоприятная экономическая ситуация в РФ также приведет к росту числа вынужденных предпринимателей, полагает Тимур Нигматуллин, аналитик ИХ "ФИНАМ": "Однако, как показывает практика, отсутствие капитала и необходимых знаний приведет к аналогичному объему банкротств. Таким образом, число предпринимателей, ведущих бизнес более трех лет почти не изменится. Абсолютное большинство новых предпринимателей начинают бизнес в сегменте розничной торговли (по моим оценкам - до 70-80%), т.к. здесь сравнительно невелики капвложения. Старт нового бизнеса в РФ подразумевает множество видов рисков, которые собственник берет на себя. Основные: финансовые (особенно в случае с ИП), риск потери квалификации по специальности, судебные и пр".
Константин Гурков уверен, что предпринимателей в стране не прибавится: "Пройдите по городу. Везде, где увидите объявление об аренде, - это разоренный бизнес. У меня много друзей-предпринимателей, которые находятся в очень плачевном положении. О каких "новых стартах" можно говорить? Начать бизнес с нуля - и так огромный риск, большая ответственность, а на фоне галопирующей инфляции, нестабильности в государстве - это просто самоубийство. Государство планирует изменить подход к налогообложению. Правда, те, кто выдвигает подобные инициативы, отдают себе отчет, что реализовывать их будут те же чиновники, которые по-своему относятся к бизнесу".
В последние годы роль государства в экономике возросла, и такой тренд не может не пугать потенциальных предпринимателей, поскольку силы в конкурентной борьбе у крупной госкомпании и начинающего частного бизнеса явно неравные, отмечает Илья Сёмин.
Конечно, государству нужно стремиться к тому, чтобы предпринимателей стало больше, правда есть одно "но". Мало создавать условия для создания малого бизнеса, необходимо создать условия для того, чтобы этот бизнес рос и развивался, креп и становился на ноги, попутно создавая рабочие места и обрастая другими предприятиями малого и среднего бизнеса. Пока что малые предприятия быстро рождаются и также быстро исчезают. Многие уходят с рынка, не выдержав конкуренции, кто-то не выдерживает налоговую нагрузку, кому-то банально не хватает средств, чтобы свести дебет с кредитом.
- В кризисные периоды государство традиционно старается помочь безработным прямым вливанием денег, но рано или поздно оно будет вынуждено сместить акценты таких мер, - полагает Илья Сёмин. - В подобных случаях нужны гибкие и точечные программы, стимулирующие людей организовывать свое дело. Поэтому "Деловая Россия" говорит, что к микробизнесу нельзя относиться как к налогооблагаемой базе, в логике фискальных органов. Малый бизнес - это прежде всего социальная функция, и такие ростки активности нужно всячески оберегать от чрезмерного регулирования, контроля и уж тем более от попыток за счет них пополнить казну. Отсюда и родилась идея "налоговых каникул", которые по сути являются ничем иным как "правом на бизнес", которым может воспользоваться каждый в стране.
Для того чтобы малый бизнес начал работать на развитие экономики страны необходимо формировать его относительно территориально-отраслевых особенностей, разрабатывать систему кредитования, поддерживать сотрудничество с научными учреждениями, занимающимися инновационными разработками и в целом важна господдержка, уверен Артемий Кызласов, генеральный директор ОЭЗ "Титановая долина".