Все мы знаем, что юмор бывает черным. Но "черное" преступление не бывает юмористическим. И не предполагает юмористического ключа.
Кто не помнит знаменитой послевоенной фразы Теодора Адорно "Какая поэзия после Освенцима?". Какая же печальная культурная и нравственная эволюция произошла в мире - от онемения перед трагедией до перехихикивания по ее поводу...
Шокирующие кадры из запрещенного к показу в Германии видео художника Артура Жмиевского - голые узники перед казнью играют в салки - хитуют на открывшейся в Тарту выставке. А в привычной панораме знакомой кинозрителям заставки на фоне голливудских холмов большими белыми буквами вместо "Голливуд" написано "Холокост". Издевательским выглядит и ролик об обновлении лагерного "порядкового номера" в современном салоне тату у старика, пережившего Холокост.
Авторы юмористических произведений о Холокосте - люди модные, неоднократные участники Венецианской биеннале, почему-то уверены, что подобное искусство "помогает с иронией и юмором пережить душевную травму". А координатор выставки Юлия Полуяненкова пытается объяснить пользу выбранного "жанра" тем, что "выставка говорит не о самом событии, а о том, как поколения, живущие после этого, пытаются справиться с тяжелой травмой сознания". Дескать, художественная провокация помогает выйти за пределы круга трагического сознания, разорвать его.
Холокост - преследование и массовое уничтожение нацистами 6 миллионов евреев во время Второй мировой войны - одна из страшнейших трагедий в истории человечества, действительно, трудно поддается осознанию, в том числе и художественному. Поискам нового художественного языка для рассказа о трагедии Холокоста посвящен, например, знаменитый фильм Клода Ланцмана "Шоа". Но на тартусской выставке явлен не лучший способ преодоления этой трудности.
Польская интеллигенция давно работает с этой темой в художественном ключе, но складывается впечатление, что большинство этой работы подспудно направлено на оправдание национальной политики и собственного обывателя. Не будем забывать, что местные коллаборационисты в странах Восточной Европы активно участвовали в массовых убийствах евреев, и сегодня, когда Бандера оказался в официальных героях соседней страны, немудрено наблюдать такие "художественные" размывания трагедии "юмором". Хотя лучшая часть польской интеллигенции, вроде известного публициста и философа Адама Михника, честна во взглядах на историю.
"Совершенно неадекватно и неуместно, - отозвался о содержании выставки член Тартуской еврейской общины Роман Смушкин.- В Холокосте нет ничего веселого и ироничного. Это трагическая тема".
Провокационные работы польских художников, выставленные в музее в Тарту, оскорбляют память жертв Холокоста, подчеркнул в беседе с корреспондентом ТАСС директор Иерусалимского бюро Центра имени Симона Визенталя - известный историк Эфраим Зуров. Холокост - не та тема, где уместен юмор, - сказал он. - Особенно - в тех странах, где местные пособники нацистов участвовали в массовых убийствах... Это - скандал, который оскорбляет память жертв Холокоста .
Но зоны очевидности у организаторов выставки явно не совпадают не только с членами еврейской общины - с большинством зрителей. Выставка в таком ключе кажется им кощунственным высказыванием о трагедии. "Как мерзость не назови, даже выставкой современного искусства, она мерзостью и останется", - отозвался на предложенный арт-разговор кто-то из читателей.
Справка "РГ"
Международным днем памяти Холокоста стал день освобождения советскими войсками Освенцима - концентрационного лагеря на юге Польши. По разным данным, в концлагере "Аушвиц-Биркенау" погибли от 1,5 до 2 миллионов человек.