Кроме того, произойдут изменения в бюджете, которые позволят выделить дополнительные средства на компенсацию расходов субъектов РФ, связанных с закупкой иностранных препаратов, для обеспечения нуждающихся граждан, в том числе льготников. На эти цели уже выделено дополнительно 16 млрд руб.
- Мы поддерживаем минздрав в том, чтобы проиндексировать цены на препараты отечественного производства, - заявил на совещании заместитель министра промышленности и торговли Сергей Цыб. - Если в денежном выражении их доля на рынке не так велика, то в натуральном выражении по многим позициям доля препаратов из перечня ЖНВЛП доходит до 70-80%. Это огромное количество упаковок, например, антибиотики, - это сотни миллионов. Индексация поможет российским производителям сохранить номенклатуру, а аптекам - весь ассортимент лекарств.
Мнения о том, какие ценовые группы лекарств должны быть проиндексированы, разошлись. На заседании рабочей группы по антикризисным мерам Комитета Госдумы по охране здоровья шла речь о том, что в поддержке нуждаются производители лекарств стоимостью до 100 рублей - именно в этом ценовом диапазоне производится большинство препаратов для стационаров - физрастворы, наркозные, противовоспалительные, обезболивающие и т.д. Это самые покупаемые лекарства и в аптеках. Замминистра Сергей Цыб упомянул препараты до 50 руб. В их цене стоимость субстанции занимает значительную долю, а поскольку абсолютное большинство субстанций российские производители лекарств закупают за рубежом, рост валютных курсов делает их производство нерентабельным.
Однако в законопроекте оставили обе ценовые группы: нижнюю - до 50 руб. и среднюю - от 50 до 500 руб., сообщили "РГБ" в минздраве. Какой будет принят индекс, пока не решено.
Премьер-министр заявил, что власти будут делать ставку на отечественных фармпроизводителей, но при этом не допускать отказа от иностранных препаратов, не имеющих российского аналога, и посоветовал медикам с осторожностью заменять дженериками оригинальные лекарства. Свои предложения по стабилизации рынка лекарств представили в правительство и зарубежные производители.
- Во-первых, мы предлагаем для лекарств, не имеющих аналогов, ввести систему заключения долгосрочных контрактов с фиксированным объемом и возможностью переговоров по цене между уполномоченным органом и производителем, - рассказал о них "РГБ" исполнительный директор Ассоциации зарубежных фармацевтических производителей (AIPM) Владимир Шипков. - Во-вторых, провести индексацию цен на препараты ЖНВЛП зарубежного производства так же, как это было сделано в ноябре 2010 года для российских. В-третьих, установить равные условия по индексации цен на препараты ЖНВЛП независимо от страны происхождения при увеличении расходов на производство и реализацию. А на среднесрочную перспективу - откорректировать методику ценообразования с учетом разницы цен на оригинальные и воспроизведенные лекарства и выбора корзины референтных стран.
Проверки аптек на предмет необоснованного повышения цен уже начала прокуратура совместно с органами Росздравнадзора.
- Нарушения выявлены в основном в одиночных, несетевых аптечных организациях, - комментирует исполнительный директор Аптечной гильдии Елена Неволина. - Есть у нас в аптечном секторе предприниматели, которые умышленно не придерживаются установленного уровня наценок на лекарства, считая, что они не могут работать в убыток, а установленная наценка не позволяет покрывать всех затрат. Выбирая фармацевтический бизнес, такие люди не поняли, что должны взять на себя еще и ответственность перед обществом. Это случайные люди в нашем бизнесе.
В большинстве случаев, считает Елена Неволина, цены завышают из-за того, что нет централизованного оповещения аптек об изменениях и возможности отслеживать все документы, регламентирующие их деятельность. Одиночные аптеки работают на собственном ПО, где нет опции отслеживания всех торговых наименований по одному МНН, поэтому допускают и ошибки.
- Проблема сдерживания цен может быть решена только при комплексном подходе, - уверена исполнительный директор СПФО Лилия Титова. - На уровень цен влияют несколько факторов: конкуренция на рынке, цена производителя, включающая в себя себестоимость препарата и прочие расходы. А третий фактор, который особенно проявляется в кризисной ситуации, - это социальная ответственность бизнеса. Насколько эффективно построят диалог между собой государство и бизнес - таков и будет результат.