По мнению экспертов, ситуация в лифтовом комплексе тревожная. Сегодня большинство отечественных предприятий недозагружены, в отрасли спад. "В нашей стране всего зарегистрирован 171 поставщик лифтов и лифтового оборудования, из них только 10-12 заводов полного цикла", - сообщил "РГБ" гендиректор Ассоциации делового сотрудничества "СРО "Лифтсервис" Алексей Захаров. Хотя, по его словам, на самом деле половину всех смонтированных лифтов в нашей стране поставляют Щербинский (28%) и Карачаровский (16,2%) заводы.
- В последние годы была налажена тесная кооперация с европейскими производителями, - обрисовал ситуацию генеральный директор "Мослифт" Сергей Чернышов. - Мы искали за рубежом все самое лучшее, качественное. Изготавливая у себя основные узлы, дополняли их новейшими разработками европейских производителей. И в результате получался современный российский лифт, который не уступал зарубежным аналогам. Но в условиях наступившего кризиса мы осознали, что такая политика не совсем оправдана. Ведь теперь мы вынуждены закупать импортные комплектующие для того, чтобы обеспечить работоспособность этих лифтов.
Поэтому производители лифтов вынуждены были обратиться с письмом в минстрой. Суть их предложений сводится к следующему: профильное ведомство должно направить соответствующую резолюцию в субъекты РФ, чтобы они при выборе лифтового оборудования составили конкурсную документацию с учетом новых рекомендаций.
Сегодня, по оценкам экспертов, доля импортных комплектующих в составе лифта составляет около 30%. К 2016 году, согласно предложениям производителей лифтов, импортная составляющая должна снизиться до 20%. "При этом кабина лифта, станция управления, двери шахты и привод дверей должны быть отечественными", - пояснил Сергей Чернышов.
К 2017 году предельная стоимость импортных комплектующих должна составлять не более 10%, причем лебедку к этому времени должны уже закупать у отечественного производителя. Именно с лебедкой и может возникнуть больше всего проблем, потому что многие годы в основном использовались, к сожалению, импортные лебедки.
На самом деле не все заграничные лебедки такие замечательные. Как рассказал заместитель гендиректора СРО "Русьэкс- пертлифт" Сергей Прокофьев, больше всего нареканий по качеству и надежности лебедок в Московском регионе было по итальянским лебедкам Монтанари, которые очень часто приходилось менять. Хотя эксперт тут же не мог не признать, что в ближайшем будущем мы не сможем отказаться от лифтов, двигающихся со скоростью два метра в секунду. Наш производитель к этому оказался не готов.
- Привода и лебедки - самые "узкие" места для наших производителей, - вынужден согласиться президент НП "СРО Межрегиональное объединение лифтопроизводителей" Олег Никандров. - Пора бы научиться делать их самим.
Рынок лифтов и лифтового оборудования очень емкий. По данным НЛС, в нашей стране насчитывается 530 тыс. лифтов, из которых 420 тыс. - пассажирские. Последние ежедневно перевозят около 70 млн человек.
Весь рынок лифтов ориентирован на два сегмента: объекты нового строительства и эконом-жилье. Во втором случае речь идет в основном о замене лифтового оборудования по утвержденным региональным программам, которые начали работать в 2014 году. Именно в этом сегменте социального жилья отечественные производители чувствуют себя лучше всего. Ведь здесь не требуется какого-то суперкачества, потребитель, как говорится, без претензий. По мнению Олега Никандрова, вопрос здесь ставится только по ценообразованию. То есть наши производители должны вписаться в объемы выделяемых федеральных субсидий. Как правило, отечественные производители лифтового оборудования удовлетворяют требованиям цены и качества в сегменте массового жилья.
При строительстве элитного жилья застройщик, скорее всего, обратится к продукции под брендом ОТИС, которой наши производители не могут составить конкуренцию.
- Стимулировать производство придется за счет развития внутренней конкуренции на рынке за счет импортозамещения, - считает президент Национального лифтового союза (НЛС) Виктор Тишин.
Член Комитета Госдумы по вопросам собственности Владимир Родин поддержал его, отметив, что помощь государства необходима не только в прямом инвестировании, но и с помощью создания благоприятной законодательной базы.
Что касается проблем нехватки финансовых ресурсов, то Сергей Чернышов уверен, что с этим проблем в сфере ЖКХ теперь не должно возникать. "Сегодня развитие этой сферы определено на многие годы вперед за счет того, что созданы фонды капитального ремонта в каждом субъекте РФ", - уверен Чернышов.
Однако все проблемы фонд вряд ли решит, особенно когда речь идет о таких капиталоемких объектах, как вертикальный транспорт. "Чтобы поменять лифт, собственники жилья не просто должны скинуться как на покраску стен или замену сантехники, это очень ответственное мероприятие, потому что самое финансово затратное, - считает Виктор Тишин. - Поэтому без участия государства не обойтись".