Но "точку" ставить рано. И не только потому, что идет следствие и до суда еще далеко. Сроки, на которые посадят бандитов, - не самое главное. Вдруг всплыли вопросы, которые с пугающей периодичностью возникают именно после таких вот "историй". Помните, с каким подозрением отнеслось общество к идее главы Следственного комитета России Александра Бастрыкина о необходимости сделать дактилоскопирование массовым? А уж инициатива снимать отпечатки пальцев у детей мигрантов была вообще воспринята "в штыки" как вопиющее нарушение прав человека. Возражения все те же - нас берут "под колпак", загоняют в полицейское государство. Но уже очевидно, что защитить наш дом можно только при условии, что появится понимание между обществом и властью, между правоохранителями и правозащитниками. Ведь дело не в нарушении прав, а в создании хорошо работающей системы, защищающей не только права, но и имущество, и жизнь человека.
Можно ли без полного досье закрыть въезд в страну людям, например, с уголовным прошлым? А проблема защиты, более того - обороны своего жилья становится все актуальнее. Нападения на загородные дома перешли на качественно новый уровень. Когда-то самой большой ценностью казался переносной телевизор "Юность", а воришками оказывались молодые люди из соседней деревни, которым хотелось пофорсить с этим "чудом электроники" перед девчонками. Сегодня же на охоту вышли профессиональные, хорошо организованные банды, аппетиты которых зашкаливают за миллионы рублей. Но самое опасное - количество нападений растет, а налетчики откровенно наглеют. То, что частная собственность для них пустой звук, - вполне понятно.
Но обещанную законом неотвратимость наказания бандиты почему-то не воспринимают всерьез. И запросто средь бела дня могут ворваться в дом, избить, ограбить и даже убить.
Другой "больной" вопрос: почему в банде почти сплошь выходцы из Молдовы? Что, ужесточение миграционного законодательства никак не влияет на ситуацию с этнической преступностью? Как обезопасить свое загородное жилище и вообще, возможно ли это, или же от нападения ничто не спасет?
И, что больше всего сейчас волнует общественность, обвинят ли 30-летнего парня из донецкой Горловки, убившего двух налетчиков, в превышении необходимых мер самообороны? На слуху случай с фермером из Тульской области, который точно так же, с ножом в руке, отбился от бандитов, убив несколько человек. Тогда только "глас народа" спас геройского мужика от тюрьмы. Что, опять писать петиции и собирать подписи в защиту? Какой после всего этого смысл в законодательном праве граждан на самооборону?
- Никаких подписей собирать не надо, обвинять этого человека ни в чем не будут, он защищался и по уголовному делу проходит исключительно как потерпевший, - заверил корреспондента "РГ" старший следователь следственного отдела по Красногорску ГСУ СКР по Московской области Павел Куприянов. Он руководит группой, которая и раскрыла преступление. Капитан юстиции не скрывает своей симпатии и сочувствия к раненому Александру Лебедкову, спасшему свою семью. Кстати, следователи возбудили дело не по статье "Убийство", а "по факту обнаружения трупов".
Павел Куприянов уже допросил задержанных и хорошо представляет картину случившегося. Известно, что в банде было семь человек. Они встретились 2 февраля в Москве примерно в 17 часов и на двух машинах поехали в поселок Нахабино Красногорского района. В сам поселок заезжать не стали, остановились возле старого кладбища. Место безлюдное: кладбище уже закрыто, здесь давно не хоронят, посетителей к вечеру нет, от поселка прикрыто лесом. Дождавшись темноты, примерно в восемь вечера шестеро через лес направились в поселок, оставив одного в машине.
Дом 53-летнего Константина Мусийченко, расположенного на улице Родникова, бандиты облюбовали заранее. Хозяин - директор одной из лучших в Красногорске ветеринарных лечебниц "Кобра". Но бандиты действовали не по наводке, а так, на глаз. Наверное, им показалось удобным место. Да и сложностей в проникновении во внутрь они не видели. Строение не бедное (здесь все такие), во дворе дорогие иномарки. Забор невысокий, рядом с забором с тыльной стороны возле небольшой калитки сложены стройматериалы. Причем эта сторона выходит в чистое поле. Хозяйский двухэтажный дом стоит посредине участка в 20 соток. Метров в пятнадцати, возле забора - одноэтажный гостевой домик. А за хозяйским домом, тоже возле забора и задней калитки - хозпостройка.
Именно здесь бандиты и влезли на участок: взобрались на штабель, просто перешагнули через забор и попрыгали во двор, в закуток между домом и сараем. Здесь они экипировались: натянули маски, кто-то обмотал лицо шарфом или платком, надели тканевые строительные перчатки.
А тут как раз хозяин дома вывел прогулять свою собачку. На него набросились, несколько раз ударили, втолкнули в дом и связали - веревки они предусмотрительно взяли с собой. Избили и связали и его жену Веронику Фефилову. Хозяев бросили лежать в прихожей, а сами принялись обшаривать комнаты. Нашли сейф, подтащили к нему женщину, развязали ей руки и заставили открыть сейф. Их добычей стали наличные деньги, ювелирные украшения, мобильные телефоны - более чем на 1,5 миллиона рублей. Впрочем, точная сумма ущерба еще устанавливается.
Вдруг в окне соседнего гостевого дома зажегся свет. Двое бандитов сразу же направились туда. В одной из комнат они увидели молодую женщину - оказывается, 10 дней назад из охваченной войной донецкой Горловки приехала дочь хозяина 30-летняя Ольга Лебедкова с мужем Александром и пятилетним сынишкой Олегом. Ее сразу же принялись бить, требуя деньги и ценности. Кстати, Ольга - на 16-й неделе беременности. Испуганная женщина закричала и, видимо, бросила взгляд на дверь, ведущую в соседнюю комнату. Бандиты поняли, что там есть кто-то еще. Один остался с ней, схватив за горло, а другой ворвался в комнату, где спал Александр. Он еще не проснулся, когда на него обрушился град ударов.
С этого момента у налетчиков все пошло не так, уж больно крепким оказался у них противник, который категорически не соглашался на роль безропотной жертвы. Второй бандит понял, что напарнику не справиться, бросил Ольгу и поспешил на помощь. Схватка становилась все ожесточенней, и нападавшие пустили в ход оружие. Александра буквально истыкали и изрезали ножами - у него три проникающих ранения в грудь и живот, исполосованы лицо и руки.
Врачи потом будут очень удивляться, что он не только дрался, а просто выжил после столь чудовищной кровопотери.
Ему удалось переместиться на кухню и схватить кухонные ножи. Злая (или - справедливая?) ирония судьбы, но каждый из бандитов тоже получил по три удара ножом, из них по одному - в сердце. Один был убит на пороге гостевого дома, другой добежал до крыльца хозяйского и умер уже там.
Александр, истекая кровью, бросился на выручку тестю и теще, но налетчиков там уже не было - они сбежали сразу же, как услышали крик Ольги. Ушли они тем же путем, которым и проникли на участок - через забор за сараем. Дожидаться, тем более выручать своих подельников в этой среде не принято, каждый спасается сам, как может. О том, что выручать уже некого, они еще не знали.
У одного убитого нашли паспорт на имя 27-летнего гражданина Молдовы Думитро Апостола. У другого - залитую собственной кровью молитву на молдавском языке. Бандит оказался верующим...
Первоначальные сообщения, что бандитов вычислили благодаря какой-то видеозаписи, мягко говоря, неверны. Да, видеокамеры установлены на стройке, расположенной в нескольких сотнях метров от дома. Но запись вряд ли станет основной уликой в суде, хотя, безусловно, и займет свое место в доказательной базе. Опять же, вопреки появившимся слухам, налетчики вовсе не трудились на этой стройке. Они вообще нигде не трудились.
Вот когда пригодились все эти базы персональных данных, скрупулезно собираемые спецслужбами и правоохранительными органами. Ведь у следователей и оперативников, прибывших на место преступления, ничего не было, кроме двух трупов, тяжело раненого Александра Лебедкова (его сразу же увезла "скорая") и сбивчивого рассказа людей, находящихся в шоке. А служебная собака почему-то повела группу не по следу преступников, а в противоположном направлении - как раз на ту самую стройку (видимо, поэтому поначалу и пало подозрение на здешних гастарбайтеров). Убитого Апостола "пробили" по информационной базе и выяснили, что в Россию он въехал со стороны Белоруссии 27 января на "Фольксвагене Поло" с российскими номерами. Владелец автомобиля - уроженец молдавского села Фрунзешть, что в районе Флорешть, он же гражданин России и житель Москвы Ион Бологан, 1994 года рождения.
Следователям вполне хватило такой зацепки, и дальше, что называется, пошла раскрутка. Ион - старший из пяти сыновей. Машину ему подарили родители, он якобы собирался заняться частным извозом и даже подал заявку на получение лицензии. У его отчима Мирчиея Гэвоазо небольшой бизнес: вывозит подлежащие сносу гаражи-"ракушки", некоторые разбирает на металлолом, некоторые продает в Подмосковье. Есть несколько машин, в том числе грузовые.
Поначалу Ион отрицал свое участие в налете. И якобы даже с убитым был не знаком. Тем более что Апостола в Россию вез не он, а его знакомый по доверенности. Сам же он в Москву прибыл авиарейсом, с октября гостил у любимой девушки в Молдове. А где он был вечером 2 февраля? Ион называл разные районы, а его мать Зинаида вообще попыталась создать сыну алиби - утверждала, что он весь день провел дома, с ней. Но электронная программа "Поток", анализирующая все попадающие в поле зрения видеокамер автомобили, с точностью до долей секунды указала место нахождения его автомобиля - на трассе в направлении Нахабино.
Иона задержали, и он вскоре все рассказал.
По словам Иона, ему предложил поучаствовать в "интересном предприятии" главарь банды Думитро Вакарчук, когда Ион гостил в Молдове у своей возлюбленной. Тогда якобы и сложилась вся компания, в которую помимо них вошли Владимир Ботнарь, Георгий Ребежа и убитые при налете Думитро Апостол и Николай Рагале. Был и еще один человек - водитель стареньких "жигулей" (на момент общения корреспондента "РГ" со следователем он еще не был задержан, хотя личность установлена).
Ион показал место возле кладбища, где бандиты выжидали время. Он был единственным, кто не участвовал в нападении, оставшись в машине (поэтому его обвиняют не в разбое, а в пособничестве бандитам). Вакарчука и Ботнаря задержали на границе с Белоруссией в Брянской области, а Ребежу - в Москве. Кстати, Ребежа в Молдове уже был судим за кражу. На родине у него остались жена и дочь.
Уже очевидно, что на дом Константина Мусийченко напали не лишившиеся работы гастарбайтеры, которые пошли на разбой от отчаяния, с голодухи. Это была сплоченная преступная этническая группа, профессионально занимающаяся налетами на частные домовладения. В группе царила строгая дисциплина. Так, несмотря на солидный "куш" в полтора миллиона, Ион получил за "работу" 30 тысяч рублей, Ребежа - всего 50 тысяч. И никто не возразил.
Следователи предполагают, что они причастны к еще нескольким подобным нападениям. К "акциям" бандиты готовились заранее и приезжали в Москву на минимально короткий срок. Совершили налет, и сразу обратно, в Молдову. Где в Москве они находили приют? Как легализовывались? Каким образом добывали информацию?
Есть предположения, что задержанные многого не договаривают. Например, явная нестыковка в показаниях Иона. Он утверждает, что познакомился с участниками банды прошлой осенью, но 36-летний Георгий Ребежа работал у его отчима с 2013 года. И что, до сих пор они не знали друг друга?
То, что преступники - приезжие из Молдовы, откровением для следователей не стало. Так уж случилось, что грабежи частных домов стали "фирменной специализацией" бандитов, уроженцев этой бывшей братской республики. Схема разбоя у них всегда одна и та же: выбирается приличный с виду особняк, несколько дней ведется наблюдение и - нападение. Обычно бандиты не затрудняли себя составлением каких-то хитроумных планов проникновения в дом, подбора ключей или разгадки кодов электронных замков. Они тупо вламывались в двери и окна, когда хозяева были дома - это гарантия, что сигнализация отключена. Убивать хозяев они не стремились, но всегда были к этому готовы, шли на дело с оружием: чаще с ножами и электрошокерами, реже с травматическими или боевыми пистолетами. К сожалению, убийства случались.
По статистике, из всех ограблений частных домовладений в Подмосковье в год половину совершают этнические банды, из которых большинство выходцы из Молдовы. Еще три года назад оперативники считали, что в регионе орудуют с полсотни таких групп. Ежегодно перед судом предстают 2-3 банды. В каждой от трех до десяти человек.
Так, группу Гауга из шести человек, ограбившую несколько лет назад семью шоумена Александра Цекало, подозревают в 17 налетах на подмосковные дома. А однажды взяли банду, на счету которой 34 разбоя. В общем, иные ездят в Россию из Молдовы, чтобы пограбить.
Разумеется, в самой республике такую сомнительную "славу" некоторых своих земляков не одобряют. Более того, иногда семьи даже не забирают тела погибших. Возможно, что и убитых в Нахабино Апостола и Рагале придется хоронить в России за казенный счет, если за ними не приедут родственники в течение 30 дней. Такое уже случалось.
Собеседники "РГ" из правоохранительных органов считают, что уже есть несомненный "плюс" от обязательной регистрации всех въезжающих - наконец-то мигрантов посчитали и записали их данные.
Обезопасить свой дом и семью от нападения не только можно, но и нужно. При этом вовсе не обязательно кого-то убивать. Достаточно продемонстрировать для потенциальных грабителей хотя бы визуальные, отличимые для окружающих трудности в проникновении в свои владения.
Например, хозяева подвергшегося налету в Нахабино дома, наоборот, создали для бандитов максимально благоприятные условия: низкий забор, позволяющий снаружи осмотреть весь участок, штабель стройматериала, послуживший лестницей, и даже застекленные входные двери, которые более уместно ставить внутри дома - в комнате или, скажем, ванной. Преступники могли просто разбить стекло и повернуть ключ изнутри. Ну как тут не войти?
Правоохранители советуют устанавливать в доме металлические двери, окна укреплять решетками, а калитку и ворота всегда держать запертыми. Такой совет совсем не самоочевидный. Буквально на днях, 2 февраля, воры унесли из частного дома в поселении Филимоновское, что в "новой" Москве, деньги и ценности на пять миллионов рублей - 200 тысяч рублей наличными, фотоаппарат, четверо наручных часов, в том числе золотых и с бриллиантами, три охотничьих ружья, коллекцию золотых монет, норковую шубу и шиншилловый полушубок. А проникли они в этот дом элементарно просто - через незапертую дверь.
Забор надо сделать труднопреодолимым для непрошеных гостей. Например, посадить по периметру участка колючий кустарник, натянуть стальную проволоку (минировать или снаряжать самострелы нельзя!). Полезно держать сторожевую собаку - не декоративную, "для души", с которой вышел погулять Мусийченко, а серьезного зверя, способного и голос подать, и в ногу вцепиться. Ведь грабителям шум не нужен, им надо быстро и по возможности тихо обобрать хозяев и благополучно скрыться. Малейшие осложнения их могут спугнуть, как это и произошло в Нахабино: стоило Ольге Лебедковой закричать, как бандиты бросились наутек.
Полицейская статистика утверждает, что мало кто из грабителей решается на вторжение в дом, окруженный высоким забором, за которым бегает собака, а по периметру установлены камеры видеонаблюдения. Если, конечно, их цель - "всего лишь" грабеж, а не заказное убийство. Но это уже совсем другая история.
Считается, что самый надежный способ защиты - установка постоянной сигнализации. У каждого обитателя дома или хотя бы хозяина должен быть специальный брелок с "тревожной кнопкой". Носить его надо постоянно с собой, например, на связке с ключами. Напали - всегда успеешь вызвать полицию или ЧОП. Но это при условии, что хорошо работает сотовая или радиосвязь, а группа немедленного реагирования дислоцирована относительно недалеко и способна быстро примчаться на выручку. Да и стоит эта система недешево.
Не лишним держать в доме и зарегистрированное оружие самообороны. И не обязательно длинноствольное ружье или охотничий карабин. Такой ствол в случае внезапного нападения можно не успеть достать из сейфа, собрать и зарядить. А вот травматику, скажем, легкую, но мощную "Осу", вполне удобно постоянно носить с собой в кобуре - бесствольный пистолет не мешает, ничего не цепляет, не привлекает внимания и всегда под рукой. Причем из этого четырехзарядного комплекса можно выстрелить слезоточивой смесью или просто в воздух сигнальной ракетой. Если бы у Александра Лебедкова оказалось в руках такое оружие, и он сделал хотя бы один предупредительный выстрел, остался бы цел и никого не убил.
Конечно, хозяевам стоит внимательнее присматриваться к своим посетителям. Почти 70 процентов ограблений и прочих неприятностей происходит по наводке. Налетчики, приезжающие из ближнего зарубежья, вербуют своих информаторов из числа гастарбайтеров, работающих на строительстве коттеджей, занятых ремонтом помещений, другими работами по хозяйству. Именно они, вхожие на участок и в дом, могут в деталях, по минутам расписать распорядок дня хозяев, указать расположение видеокамер, пульты сигнализации и где лежат ценности, посоветовать, когда удобнее нанести "визит".
Так что безопасность дома - целиком в руках его обитателей.
Волна преступлений поднялась с прошлого года.
14 декабря ограбили дом в Солнечногорском районе. Четверо неизвестных, угрожая хозяйке дома и ее мужу пистолетом, связали владельцев дома и похитили около 3 миллионов рублей, iPhone и украшения.
25 декабря разбойное нападение произошло в поселке Новоглаголево Наро-Фоминского района. Вооруженные налетчики проникли в жилище предпринимателя через незапертую входную дверь, после чего, угрожая пистолетами, связали 45-летнего хозяина жилища и его супругу скотчем. Общая сумма нанесенного ущерба оценивается в 6,5 миллиона рублей.
В коттеджном поселке в подмосковном Новогорске четверо мужчин проникли в дом 40-летнего управляющего. Грабители связали главу семейства, его супругу и двух малолетних детей, после чего забрали ювелирные украшения, два мобильных телефона, 110 тысяч долларов, 3 тысячи евро и 60 тысяч рублей.
В четверг, 5 февраля, трое грабителей в масках проникли в частный дом в Серпухове. Связав пластиковыми хомутами хозяйку и ее 63-летних родителей, преступники похитили 4,5 миллиона рублей и 500 долларов, золотые украшения и шубу.
Подготовил Иван Петров