- Зачем нужны правила?
- После принятия правил конкуренция среди операторов должна повыситься. В первую очередь подразумевается обеспечение потребителя возможностью получить услуги связи выбранного оператора. Большинство операторов связи сегодня и так достаточно жестко конкурируют между собой. В первую очередь это большая тройка сотовых компаний и "Ростелеком". Предоставление доступа к инфраструктуре для размещения какого-либо оборудования связи для предоставления услуг, конечно же, нужно, чтобы потенциальный абонент мог получить такую услугу. Причем того оператора, которого он сам выберет.
- Когда возникла идея разработки такого документа?
- Впервые идея принятия подобного акта в сфере электросвязи возникла в самом начале 2000-х годов. Тогда шла работа над новой редакцией Федерального закона "О связи". Уже было понятно, что именно конкуренция будет являться двигателем отрасли, и не рассматривать новую систему взаимоотношений между операторами связи стало просто невозможно. Первый текст был подготовлен еще в 2005 году. К его разработке нас подтолкнула имеющаяся в то время практика рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства со стороны субъектов естественных монополий в сфере электросвязи. Естественно, с тех пор текст очень серьезно изменился.
- На кого распространяется действие правил?
- Вопрос интересный. Мы сделали эти правила немного более широкими, чем это предполагалось изначально. Они распространяются на всех субъектов естественной монополии, которые обладают инфраструктурой, либо специально приспособленной, либо пригодной для размещения линий и оборудования связи. В первую очередь это традиционные субъекты естественных монополий в сфере телекоммуникаций. Это "Ростелеком" и МГТС. Кроме этих двух привычных компаний это субъекты естественных монополий в других сферах - РЖД, "Россети" и т.п. Не секрет, что в современных условиях кабели связи прокладываются не только традиционным путем в кабельной канализации или другом подземном исполнении, но и по воздуху, в том числе и по опорам линий передачи, в полосах отвода железных дорог. Поэтому было принято решение предоставить операторам возможность более широкого доступа, в том числе и к инфраструктуре других отраслей. Сейчас в правилах не отражена возможность доступа к инфраструктуре, допустим, автомобильных дорог, мостов, тоннелей, потому что это не сфера естественных монополий. Однако правительство утвердило "дорожную карту" Агентства стратегических инициатив о развитии конкуренции в сфере электросвязи, и там как раз предусмотрено принятие федерального закона, который внесет изменения в другие нормативные акты в части предоставления доступа операторов связи к инфраструктуре иных отраслей. По плану проект такого закона должен быть разработан в 2015 году, ответственный разработчик - минсвязи, а мы - соисполнители.
- Какие требования к объектам инфраструктуры для размещения сетей электросвязи устанавливаются федеральными органами исполнительной власти?
- Сейчас такие требования отсутствуют. Есть требования по содержанию линейно-кабельных сооружений, опор электропередачи, но нигде не написано, какие должны быть характеристики объектов, чтобы на них разместить кабели связи. Нет ответа, можно ли крепить кабель связи на такую опору. Подобные требования должны быть разработаны министерством транспорта и министерством энергетики. А минсвязи должно разработать такие требования для специальной связной инфраструктуры. На отраслевые надзоры возлагается обязанность по контролю за соблюдением таких требований.
- А на местах будут контролировать?
- Как правило, отраслевые надзоры имеют свои территориальные управления в каждом регионе. Это касается и Росстройнадзора, и Россвязьнадзора.
- Какие обязанности появились у владельцев инфраструктур?
- Во-первых, необходимо раскрывать информацию о наличии инфраструктуры. Федеральной антимонопольной службой будут разработаны специальные формы раскрытия информации. С указанной в них периодичностью субъекты естественных монополий будут сообщать о наличии инфраструктуры, необходимой и возможной для размещения в ней связных объектов. Также субъекты естественных монополий будут обязаны вести реестр заявок, то есть, по сути, фиксировать каждое обращение о предоставлении услуги по размещению кабеля связи. Этот реестр будет публиковаться, скорее всего, в сети Интернет на сайте, зарегистрированном в качестве электронного СМИ, либо в печатных средствах массовой информации. Кроме того, эта информация может быть представлена по запросу пользователя инфраструктуры. По большому счету все это новые обременения, которые накладываются на субъекты естественных монополий.
Были определены права и обязанности как владельца инфраструктуры, так и пользователя. В частности, что может включаться в состав тарифа на предоставление доступа к инфраструктуре, права и обязанности сторон при предоставлении доступа в условиях ограниченной технологической возможности инфраструктуры. В правилах прописан такой важный для антимонопольного регулирования момент, как несвязанный доступ. То есть, предоставляя одну услугу, владелец инфраструктуры не вправе навязывать пользователю другую услугу, в которой тот не заинтересован.
- Кто будет контролировать исполнение правил?
- Контроль возложен на ФАС России. Какие-то спорные моменты по правилам рассматриваются в порядке, предусмотренном Законом о защите конкуренции, то есть по стандартной процедуре, которая есть в антимонопольных органах. В самих правилах сейчас каких-то специальных наказаний не предусмотрено. Но, насколько мне известно, проводится работа по внесению изменений в КоАП, где предполагается вывести нарушения правил недискриминационного доступа в отдельный состав правонарушения. Это касается не только правил электросвязи, но и всех правил недискриминационного доступа, которые существуют в России или будут приняты. Если это станет отдельным составом, может, с одной стороны, будут проще и быстрее приниматься решения. Процедура для рассмотрения споров в рамках антимонопольного законодательства квазисудебная, предполагает создание специальных комиссий и занимает больше времени, чем процедура в рамках КоАП. Это вызвано тем, что последствия для нарушителя Закона о защите конкуренции серьезнее - это годовые оборотные штрафы. И, как правило, они значительно выше тех фиксированных штрафов, которые предполагает КоАП.
- Кому облегчат жизнь новые правила?
- Хочу надеяться, что эти правила облегчат жизнь потребителю. Практика показывает, что при наличии услуг примерно одного качества, как это сейчас и происходит на рынке связи, цены значительно ниже там, где есть выбор. Допустим, если какому-то отдельно стоящему населенному пункту либо даже многоквартирному дому в городе подойдет несколько операторов связи, предоставляющих услуги широкополосного доступа в сеть Интернет, конечно, потребитель выберет из них оператора прежде всего по цене. Это придаст стимул развитию конкуренции, и операторы связи получат большую возможность свободно развивать свой бизнес.
Документ получился очень зрелым, он имеет достаточно существенные отличия от подобных правил, которые существуют в других странах, в том числе экономически развитых странах Западной Европы. Он отвечает современным потребностям отрасли. Думаю, документ принесет и участникам рынка, и операторам связи, и потребителям много пользы.