10.02.2015 00:40
    Поделиться

    Небольшие компании могут освободить от проверок на три года

    Малый бизнес могут освободить от проверок на три года. К разработке поправок в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" приступили в минэкономразвития. До сих пор малый бизнес проверяли наравне с остальными компаниями.

    Минэкономразвития предлагает установить со следующего года запрет на проведение в течение трех лет плановых проверок тех субъектов малого предпринимательства, у которых по итогам предыдущих трех лет не было существенных нарушений. Напомним, рассмотреть возможность предоставления небольшим организациям надзорных каникул сроком на три года предложил президент Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию.

    Как это будет реализовано на практике? "Представляется, что организации и индивидуальные предприниматели, соответствующие признакам, установленным в законе, не будут включаться в ежегодные планы проведения плановых проверок, несмотря на наступление объективных оснований для их проведения. Положительным аспектом принятия этих поправок может стать побуждение субъектов предпринимательства к правомерному поведению и уменьшение числа совершаемых ими правонарушений. Поскольку текста законопроекта еще нет, сложно спрогнозировать эффективность его применения. Наличие признака "существенности" нарушений при отсутствии в законе конкретных критериев ее определения может привести к злоупотреблениям со стороны контролирующих органов при определении наличия у лица права на непроведение в отношении него плановых проверок", - сказала Ольга Филипская, юрист компании "Некторов, Савельев и партнеры".

    Важно, что запрет установят только на плановые проверки. "Распространение моратория исключительно на плановые проверки затруднит достижение заявленной цели законопроекта в части снижения административных издержек, поскольку положения о проведении внеплановых проверок также в общем порядке будут распространяться и на субъектов малого предпринимательства. Принимая во внимание тот факт, что при проведении внеплановых проверок подконтрольные лица пользуются существенно меньшим объемом гарантий, нежели при проведении плановых проверок (в частности, это выражается в основаниях проведения, сроках уведомления и т.п.), получение существенной экономической выгоды от введения такого моратория маловероятно", - отметила Ольга Филипская.

    Эксперт также обращает внимание, что сфера действия положений закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей существенно ограничена и многие виды государственного и муниципального контроля регулируются специальными федеральными законами. Поэтому неясно, будут ли прописанные в законопроекте преференции для "малышей" учтены такими специальными нормативными актами, или же все ограничится положениями закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

    Законопроект пока только разрабатывается, поэтому сложно говорить о том, насколько изменения пойдут на пользу бизнесу. "В целом идея понятна - мораторий на проверки для малого бизнеса на три года. Исключения делаются для тех, у кого были "выявлены нарушения" за последние три года. Это, безусловно, сильно сузит круг "непроверяемых". Или же малому бизнесу, чтобы попасть под "льготу", придется регистрировать новую компанию. Логичнее установить порог вроде "для тех предприятий, деятельность которых не приостанавливалась в административном порядке за предыдущие три года и которые не были оштрафованы за это время на сумму более 500 тыс. руб.". Это исключит малозначительные нарушения, которые есть в каждом бизнесе, особенно в производстве. Также рекомендуется четко обозначить, что значит "за исключением случаев нарушений, угрожающих жизни и здоровью граждан"? Понятное дело, СЭС, пожарные, трудовые инспекции - все немедленно начнут заявлять, что проводят проверку только и именно потому, что все это угрожает "жизни и здоровью". Тут должна быть очень четкая формулировка, чтобы все действительно работало", - подчеркнул Михаил Александров, партнер адвокатского бюро DS Law.

    При проведении внеплановых проверок подконтрольные лица пользуются существенно меньшим объемом гарантий, нежели при проведении плановых проверок

    С точки зрения "лучше что-то, чем ничего" закон, безусловно, пойдет на пользу бизнесу. Но надо менять в целом административные подходы и практику проверяющих органов. Тогда что-то может измениться. К сожалению, одним принятием закона этого не решить. Должен быть целый комплекс мер по поддержке бизнеса, в том числе информационной. "Сейчас в глазах основной части населения "бизнес" - это какие-то мифические олигархи, ворочающие миллиардами. Надо, чтобы отношение к бизнесменам как к классу было предельно уважительным, - это люди, которые создают рабочие места и занимаются импортозамещением. И основной целью проверяющих, наверное, должно стать: как устранить нарушения, не убив при этом бизнес. А не просто галочки в планах и отчетах", - считает Михаил Александров.

    Поделиться