Фильм, который производили и в России, и на Украине, приостанавливался во время съемочного процесса по многим причинам. Но самая уважительная из них вовсе не поиски финансирования и не политическая ситуация. Съемки были отложены по личным, человеческим и творческим обстоятельствам - Алексей Герман-младший завершал и выпускал в прокат последний фильм своего отца Алексея Германа-старшего "Трудно быть богом". С одной стороны, "Под электрическими облаками" - это первый фильм младшего Германа без папы. С другой - влияние Германа-старшего очень сильно в этой картине, словно сейчас папа незримо помогал своему сыну завершить ее. И об этом думаешь в тот момент, когда в картине звучит фраза: "Ваш папа был Бог, но сейчас другие боги" - именно в ней наиболее чувствуется тяжесть утраты.
Алексей Герман-младший не только режиссер фильма "Под электрическими облаками", но и автор сценария, и это тот случай, когда мысль, закрепленная им вербально (на бумаге) находит продолжение в образах фильма. Как сказал режиссер на пресс-конференции, для авторов было важно донести, что фильм поэтический. Однако из-за плохой слышимости слово "поэтический" прозвучало как "политический". И эта составляющая также важна в фильме. В картине, которая состоит из семи связанных между собою новелл, не раз звучит политическая тема (например, речь Михаила Горбачева, когда он объясняет, почему не может быть больше президентом СССР). Есть в фильме и напряженное ощущение войны, поднимается и вопрос межнациональных отношений (одного из героев спрашивают, армянин он или еврей, а парень отвечает, что эльф). Говорят и об эмиграции. Например: "Здесь ничего не будет. Поехали со мной в Америку". "Только не в Америку!"
Диалоги в картине вообще отлично прописаны и они одна из самых сильных ее составляющих. Вот еще пример: "Вы врете!" "Точно вру, но талантливо и со знанием дела". Но вернемся к обозначенным темам - а как же без всего этого обойтись, если Алексей Герман-младший снимает кино про Россию. Во второй новелле "Наследники" в фильме, как один из главных персонажей появляется недостроенный дом. С одной стороны, в нем течет крыша, с другой - по комнатам, доверчиво заглядывая людям в глаза, движется модерновый робот. Решается судьба этого дома - то ли продать, то ли достроить. А как достроить - нужен купол или крыша? Дом несуразный или непонятный. И как с ним поступить, решают молодые дети умершего хозяина - волевая дочь и инфантильный сын. Что есть этот дом как не символ нашей страны? Хотя толковать может каждый по-своему. Режиссер в начале картины лишь задает вектор. Эпиграфом взяты слова Поля Сезанна о том, что искусство есть соотношение черного и белого. Отсюда становится понятной и стилистика картины. Это черно-белые краски, пронизанные электрическими вспышками. Самые запоминающиеся цвета - сиреневый зонтик главной героини, две желтые луны или два желтых солнца над безжизненно белым ледяным морем. И еще малиновая реклама, которая в 2017 году - в год столетия Великой Октябрьской революции - проецируется прямо в облака.
С первых же кадров фильма прямо сказано еще и о том, что он о лишних людях. И тут не просто проведена линия, продолжающая традицию классической русской литературы - рассказ о лишнем человеке, но она усилена современными персонажами, будь то гастарбайтер-киргиз, который по сути учится говорить; или кандидат наук - он же гид в усадьбе-музее, которую хотят разрушить и застроить образовавшееся пространство новомодными объектами. В этом персонаже, которого играет Мераб Нинидзе, есть нечто от Онегина и Печорина, а во влюбленной в него героине актрисы Анны Мельниковой можно найти черты и чеховской Душечки, и Грушеньки Достоевского. Лишний рефлексирующий человек и Архитектор, даже подросток бомж, который делает выбор спасать похищенную 12-летнюю девочку или не спасать. Этого мальчишку, у которого "всю семью убило снарядами на Украине", с пронзительной болью и искренностью играет Чулпан Хаматова.
И еще один посыл, который дает режиссер в начале картины, это важный для него вопрос взаимосвязи между поколениями. В этом плане хорошо даже слово "облака", вынесенное в название фильма. Оно может означать и облака на небе, и облачные хранилища в современных гаджетах. В картине есть кадр, когда героиня - Саша (Виктория Короткова), молодая девушка со слуховым аппаратом, которая может выбирать, что ей слышать, а что нет, делает стойку на голове - на голове же у гигантского памятника Ленину. И этот кадр лучше других иллюстрирует то, что хотел сказать режиссер. Что в головах у прошлого поколения, что у будущего? Поймут ли они друг друга, если новые люди не знают, когда умер Ленин, кто такой Варлам Шаламов или Александр Солженицын?... Но разрыв между поколениями не критикуется в фильме, наоборот, главным высказыванием становится то, что одно поколение все равно перетекает в другое. Передаются и ошибки, и достижения, и по большому счету в этом плане ничего другого и быть не может...