Насколько неожиданным было для вас назначение на пост директора?
Зельфира Трегулова: Достаточно неожиданным. Разговор об этом начался недели три назад.
Какие задачи ставятся перед вами? Они связаны с желанием представить коллекции Третьяковки международной публике?
Зельфира Трегулова: Поскольку я уже 25 лет занимаюсь работой, связанной с координацией и курированием масштабных выставочных проектов, то, конечно, отдаю себе отчет в том, что сегодня очень важно представлять русское искусство и русскую культуру за рубежом самым достойным образом. Не забывая при этом о собственном зрителе.
Конечно, я буду очень стараться, чтобы участие ГТГ в зарубежных выставочных проектах имело своим результатом также показ произведений из зарубежных собраний в России. Я понимаю, что сегодня очень трудно об этом говорить в связи с дороговизной подобного рода проектов и в связи с нынешним курсом рубля по отношению к доллару и евро. Но мне кажется, что ставить такую задачу возможно и нужно.
Один из недавних успешных проектов, в котором РОСИЗО участвовало, связан с выставкой Казимира Малевича…
Зельфира Трегулова: На выставке, что открылась в октябре 2013 года в Амстердаме в музее Stedelijk, располагающем самый большим за пределами России собранием работ Малевича и прекрасной коллекцией искусства ХХ века, были представлены вещи из Третьяковской галереи и 13 региональных музеев России, чье участие в выставке обеспечивал РОСИЗО. Позже выставка показывалась в Бонне и в Лондоне, в галерее Tate. Этот проект собрал более полумиллиона зрителей и действительно был очень успешным.
Есть ли шансы, что эта этапная выставка будет показана в России?
Зельфира Трегулова: Не думаю. Там были вещи из британских, французских, американских собраний, из Швеции… Повторить такую выставку будет очень сложно. Кроме того, этот проект очень дорогой. В 2008 году "Супрематическая композиция" Малевича была продана на Sotheby’s за 60 миллионов долларов. Можете представить, какова была страховая оценка этой выставки и какой размер страховой премии был предусмотрен.
Возвращаясь к задачам, которые необходимо будет решить…
Зельфира Трегулова: Задачи поставлены скорее системные, нежели конкретные.
Кто возглавит РОСИЗО, уже известно?
Зельфира Трегулова: Пока я не могу ответить на этот вопрос. Для меня же работа в ГТГ не означает расставания с коллегами. Большинство выставочных проектов РОСИЗО за последние полтора года сделаны с самым активным участием Третьяковской галереи. Совместные проекты запланированы и в 2015-2016 годах.
О ваших планах как директора ГТГ говорить, очевидно, рано?
Зельфира Трегулова: Точно не сегодня.