Однако в рост цена на "черное золото" пойдет совсем не так быстро, как она снижалась в 2014 году. Более того, такой дорогой, как прошлым летом, мы нефть, похоже, уже не увидим. По оценкам Международного энергетического агентства, через пять лет за баррель будут давать немногим больше, чем сейчас, - 73 доллара. "Дно" нефтяные котировки продемонстрируют в середине этого года, в 2016 году начнут рост.
Во многом потому, что "сланцевый бум" в США продолжится, и к 2020 году там будут добывать аж на 2,2 миллиона тонн баррелей в сутки больше, чем сейчас. Неспешное восстановление мировых цен сделает снова привлекательными для инвесторов проекты по добыче сланцевой нефти в 2017 году.
России, напротив, МЭА предрекает к 2020 году снижение добычи нефти на 560 тысяч баррелей в сутки. Уже в 2015 году этот показатель, по оценкам МЭА, упадет на 1,4 процента, или на 150 тысяч баррелей в сутки. На России, считают в агентстве, падение цен на нефть сказалось больше, чем на других странах - экспортерах сырья.
Правда, сокращения объемов добычи в России в МЭА ожидают с середины 2000-х годов, однако в последние годы она росла.
Целевые показатели энергетической стратегии России на период до 2035 года в той версии, которая существовала до начала кризиса, предусматривали, что через 15-20 лет объем добычи останется примерно на текущем уровне, в районе 530 миллионов тонн в год.
Новые прогнозные сценарии, вероятно, будут исходить из снижения объемов добычи на 20-30 миллионов тонн в год к первой половине 2020-х годов, говорит начальник Управления по стратегическим исследованиям в энергетике Аналитического центра при правительстве РФ Александр Курдин. Связано это в первую очередь с естественным истощением традиционных районов добычи и сложностями добычи в новых районах.
Возможно, что с учетом санкций и низких цен сокращение будет несколько больше, чем ожидалось. Под раздачу могут попасть новые проекты на шельфе. Если санкции останутся надолго, то добыча в Арктике начнется не в начале 2020-х годов, как планируется, а позднее. Но в результате, по словам Александра Курдина, выпадающие объемы в этот период будут невелики - это 10-15 миллионов тонн в год.
Что касается цен, то в этом году они если и будут переходить в более высокий диапазон, то опять-таки совсем не так быстро, как хотелось бы странам - экспортерам сырья. И начавшееся в конце января повышение цен может обернуться временным возвращение к уровню 50 долларов за баррель, хотя более вероятно, что среднегодовая цена составит 60 долларов за баррель, полагает Александр Курдин.
МЭА сохранило прогноз роста спроса на этот год на 0,9 миллиона баррелей в сутки (до 93,4 миллиона баррелей в сутки). Результат 2014 года намного скромнее - 0,6 миллиона баррелей в сутки. Реакция на прогноз была ожидаемой - Brent подошла к 60 долларам за баррель.
ЦБ и минэкономразвития заложили в социально-экономические прогнозы на этот год 50 долларов за баррель. Если жизнь окажется лучше этих ожиданий, то и базовые параметры прогноза станут более оптимистичными. Сейчас же минэкономразвития готовится к падению ВВП на 3 процента.
Но в динамике нефтяных цен сохраняется неопределенность. Если в ходе кризиса 2008-2009 годов кривая цен была V-образной, с четко выраженным "дном", то теперь нужно ждать L-образный или S-образный график с чередованием периодов подъема и спада, считает Курдин. И все же избыток нефти с рынка удастся убрать. Предложение будет расти несколько медленнее спроса, в том числе и из-за ограничения инвестиций в новые проекты. Именно вследствие этого, например, в США рост добычи может замедлиться, но не прекратиться.
Пока падение цен не привело к снижению инвестиций крупнейшей нефтяной компании России - "Роснефти". В этом году ее инвестпрограмма будет на уровне прошлого года. Сокращения добычи там тоже не ждут. Но, по словам главы компании Игоря Сечина, крупные нефтяные корпорации во всем мире будут вынуждены урезать свои инвестиции более чем на 100 миллиардов долларов в ответ на неблагоприятную конъюнктуру.