По словам председателя правительства Свердловской области Дениса Паслера, среднеуральский рынок - самый крупный в УрФО и один из крупнейших в стране, поэтому особо привлекателен для недобросовестных поставщиков. Несмотря на все попытки пресечь поток фальсификата, на прилавках его становится все больше. Так, по данным регионального Роспотребнадзора, в 2014 году состав 64,3 процента взятых на пробу колбас не соответствовал тому, что указано на этикетке. Санитарные врачи обнаружили в колбасе соевый и животный белок, а также каррагинан - пищевую добавку Е-407, используемую для увеличения объема изделия. Примечательно, что среди нарушителей довольно известные фирмы, как уральские, так и иногородние: "Царицыно", "Ромкор", "Доброгост", "Терцет", Новоуральский, Богдановичский и Ишимский мясокомбинаты.
- Отдельные производители и раньше прибегали к не совсем честным методам конкуренции: указывали на этикетке, что товар соответствует ГОСТу, а на самом деле использовали удешевляющие компоненты. Это была своего рода маркетинговая стратегия: зайти в регион за счет низких цен. Сейчас ситуация еще больше обострилась, потому что сырье резко подорожало после ввода продуктового эмбарго, - замечает Анатолий Рявкин, управляющий директор свердловского мясоперерабатывающего предприятия.
Еще в декабре 2014 года закупить говядину высшего сорта можно было по 275 рублей за килограмм, сейчас же она стоит минимум 410-415. Свинина поднялась в цене до 165-195 рублей за килограмм, хотя переработчики называют экономически приемлемыми 140-145 рублей. Также в связи с ростом курса доллара и евро подорожали импортные специи и оболочка.
- Свинины собственного производства в России достаточно, даже имеется небольшой избыток, а вот с говядиной проблемы, это направление только начинают развивать некоторые предприятия. Их мощностей достаточно для розницы и общепита, но не для массовой мясопереработки, - констатирует Анатолий Рявкин. - После ввода эмбарго нам обещали адекватную замену: монгольскую говядину, мясо индийских буйволов - вы их видели? Зато та же Бразилия сразу подняла цены на свинину с 4 до 7 долларов за килограмм.
Впрочем, Сергей Емельянов, председатель Союза сельхозтоваропроизводителей и переработчиков мясной продукции Свердловской области, не склонен во всем обвинять санкции. На подмене компонентов из года в год попадаются одни и те же производители, значит, фальсификат для них - не спасительная антикризисная соломинка, а сознательная бизнес-политика. Они готовы рисковать репутацией, поскольку уверены, что прибыль с лихвой перекроет любые штрафы.
- Информация о фальсифицированных товарах, конечно, публикуется на сайте Роспотребнадзора, в СМИ, но до массового покупателя она не доходит. Кто-то не читает вообще, кто-то видел, но не обратил внимания, кто-то не понял. Люди привыкли полагаться в первую очередь на добросовестность продавца, а не производителя. Раз товар лежит на полке, значит, они считают его подлинным, - рассуждает эксперт.
В курсе ли руководители торговых сетей, что продают фальсификат? Формально, вроде бы, они не обязаны вникать в такие тонкости. С другой стороны, если Роспотребнадзор при проверке выявит подделку, штраф сначала придется заплатить ретейлеру, а затем уже "переуступить" его недобросовестному пищевому комбинату. Но, по всей видимости, игра стоит свеч: на недавнем совещании в правительстве области министр АПК и продовольствия региона Михаил Копытов посетовал на то, что лишь одна торговая сеть на Урале ("Монетка") начала борьбу с колбасным фальсификатом. В частности, были приостановлены договоры на поставку с комбинатом "Царицыно" из-за неоднократных нарушений.
Ключевой фактор сдерживания роста цен сегодня - это покупательский спрос. Можно изготовить супервкусную и качественную колбасу и продавать ее по тысяче рублей за килограмм, но вряд ли ее расхватают с прилавков: финансовые возможности населения в 2015-м уменьшились. Отсюда соблазн фальсифицировать именно гостовские продукты: народ привык к их вкусу, ассоциирует бренд с качеством. Если перед рядовым потребителем положить, скажем, два вида "Докторской" - по 190 и 300 рублей за кило, велика вероятность, что он выберет ту, что дешевле. И даже не задумается, почему колбаса высшего сорта стоит в два раза меньше мяса, из которого изготовлена.
- Хочешь выпускать дешевую продукцию - пожалуйста, но пиши честно, что изготовлено по техусловиям (ТУ), называй ее не "Докторской", а, например, "Весенней", и никаких вопросов не будет. Возмущает именно попытка замаскировать ТУ под ГОСТ, - комментирует Анатолий Рявкин.
Игроки рынка просят журналистов избегать громких фраз. Никакой "эпидемии" фальсификата в регионе не наблюдается. Закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" массово нарушается не только на Урале, но и по всей стране, просто где-то надзорные органы действуют жестче, а где-то спускают на тормозах.
- Свердловская область - одна из немногих, где целенаправленно борются с фальсификатом, причем в процессе участвует не только Роспотребнадзор, но и власти, общественники. Проводится действительно огромное количество проверок, подаются иски, информация публикуется. Проблема в том, что сложившаяся арбитражная практика не позволяет должным образом привлечь к ответственности иногородних производителей, - говорит Сергей Емельянов. - Сегодня иски подаются только по месту нахождения ответчика. Соответственно, тех, кто выпускает подделку в нашей области, наказать реально, а вот по "чужакам" документы приходится отправлять в те регионы, где зарегистрированы нарушители. А там органы Роспотребнадзора, как правило, не видят повода для обращения в суд. Именно поэтому мы настаиваем на поправке - чтобы иски подавались по месту совершения преступления.
А вот к законопроекту, обязывающему производителей указывать на упаковке соотношение всех ингредиентов в процентах, свердловские мясопереработчики отнеслись скептически. Напомним, этот документ был внесен на рассмотрение депутатом Госдумы Олегом Михеевым. Сейчас производитель обязан лишь перечислить все составляющие продукта, но сколько конкретно мяса в колбасе - 10 или 70 процентов, никто не раскрывает.
- Какой смысл в этом законопроекте? Сегодня предприятия обязаны просто честно указывать состав продукта, но и это правило сплошь и рядом нарушается. Ну напишет кто-то, что мяса в колбасе 90 процентов, а где гарантия, что это действительно так? - выражает сомнение Сергей Емельянов.
С его точки зрения, гораздо эффективнее подействуют прецеденты сурового наказания за повторные нарушения. Обычно провинившихся штрафуют в рамках первой части статьи 14.43 КОАП (от 100 до 300 тысяч рублей для юрлиц), при миллиардных оборотах это мало кого останавливает. Между тем вторая и третья части этой же статьи подразумевают более серьезные последствия: штрафы от 300 тысяч до миллиона рублей, а также приостановку работы предприятия на 90 дней.
Денис Паслер со своей стороны тоже готов усилить "карательные" меры.
- Мы не можем рисковать здоровьем людей. Надзорные органы, эксперты, министерства, союзы, торговые сети сошлись в одном: необходимо создавать прецеденты остановки предприятий, производящих фальсификат. Прошу министерство АПК и продовольствия отработать с Роспотребнадзором и прокуратурой внеочередные проверки злостных нарушителей. Надо запустить настоящий вал исков. Я готов встречаться с судьями, объяснять позицию областной власти. Чтобы в наших магазинах этих производителей не было, - заявил премьер.
Надо сказать, что в таком подходе ни производители, ни власти не видят нарушения принципов рыночного регулирования. Если две компании произвели одинаковый продукт в рамках ГОСТ и поставили на него разные ценники, то перед нами добросовестная конкуренция. Подмена же состава, недостоверная информация на оболочке и упаковке однозначно трактуется как нарушение техрегламентов Евразийского союза и обман покупателей.
Кстати
По результатам проверок управления Роспотребнадзора по Свердловской области в 2014 году вынесено 3744 постановления о наложении штрафов на сумму 20 миллионов рублей. Судом принято 58 решений о временной приостановке деятельности изготовителей фальсифицированной продукции. Материалы 50 проверок направлены в управления Роспотребнадзора по месту нахождения нарушителей.