По словам начальника департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу Вячеслава Дробышева, те площади, которые выгорели в 2010-м, смогли засадить только челябинцы. Лучший результат по восстановлению горельников 2011 года у Свердловской области и ХМАО - работа выполнена на 90 процентов. На местах более свежих пожаров уральские регионы провели лесовосстановительную работу в объеме лишь от 6 до 18 процентов. При этом, как отметил директор Российского центра защиты леса Владимир Солдатов, качество семян зачастую такое, что всходов нет вообще. А это, на минуточку, нецелевое использование бюджетных средств.
Кроме того, есть ведь и больные леса - в прошлом году было выявлено 135 тысяч гектаров. Особенно много очагов заражения в Тюменской и Курганской областях.
Об этом и многом другом шла речь на совещании Федерального агентства лесного хозяйства, которое прошло в Екатеринбурге. Специалисты из регионов УрФО обсудили механизмы повышения инвестиционной привлекательности отрасли, возможность проведения всех запланированных мероприятий в условиях сокращения финансирования и другие инициативы. По мнению экспертов, доля лесопромышленного комплекса в ВВП России может быть удвоена.
- На сегодняшний момент лесной комплекс России не работает на все сто процентов, - считает Иван Валентик, заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ, руководитель Федерального агентства лесного хозяйства. - Мы все понимаем, что ситуация, сложившаяся в нефтегазовой сфере, в некотором роде является стимулом для того, чтобы на лесопромышленный комплекс посмотрели по-новому. У него огромный потенциал.
По словам Ивана Валентика, традиционно доля лесного сектора в экономике составляет 1,3 процента, но его вклад в обозримой перспективе можно увеличить почти до трех процентов. Для этого нужно внедрить интенсивную модель ведения лесного хозяйства, предусмотренную госполитикой в области использования, охраны, защиты и воспроизведения лесов (документ был утвержден правительством РФ осенью 2013 года).
Суть такова. Сегодня многие крупные деревоперерабатывающие предприятия испытывают недостаток в сырье, доступном с точки зрения экономики и логистики. Чтобы загрузить свои мощности, они вынуждены возить древесину издалека. Новая же модель предполагает не только более интенсивные рубки, но и более активное лесовосстановление. При качественном агротехническом уходе за посадками, например по скандинавской технологии (она предусматривает в том числе выращивание саженцев из лучших семян в специальных контейнерах), объем древесины, получаемой с определенной площади, увеличивается, а период выращивания сокращается. Так, если средний срок роста для хвойных составляет 70-80 лет, то при интенсивном ведении хозяйства ствол сосны или ели достигнет нужного диаметра уже к 30-40 годам.
По мнению главы Рослесхоза, на Урале эту модель вполне можно реализовывать. Но каждый субъект РФ в рамках своей региональной политики должен определиться с приоритетами: готов ли он вкладываться в развитие инфраструктуры, строительство лесных дорог, необходимых при традиционной экстенсивной модели, или сделать ставку на интенсивное воспроизводство сырьевой базы вблизи деревоперерабатывающих предприятий.
Правда, остается вопрос: насколько бизнес заинтересован в ведении хозяйства новым способом? В Минприроды РФ готов пакет предложений, которые могут существенно изменить ситуацию, повысить инвестиционную привлекательность отрасли. В первую очередь на это нацелен законопроект, обеспечивающий доступ малого и среднего бизнеса к лесным ресурсам (он уже получил положительное заключение согласительной комиссии и в ближайшее время должен поступить на рассмотрение в Госдуму). Концепция предлагается такая: с предпринимателями, желающими заготавливать лес, будут заключать договоры купли-продажи, при этом коэффициент, включающий стоимость лесовосстановительных работ, прибавляется к минимальной цене. В этом случае после того, как делянки вырублены, все необходимые мероприятия станут выполнять уже государственные лесохозяйственные органы, а не арендаторы, как сейчас. Вероятно, эта модель будет более удобной, потому что не каждое малое или среднее предприятие готово взвалить на себя весь комплекс лесовосстановительных работ: для этого требуется оборудование, техника, специалисты.
Есть в пакете и законопроект, который возвращает систему лесных конкурсов. Сегодня участки предоставляются только по торгам на аукционах (за исключением приоритетных инвестпроектов), то есть доступ к ресурсу получает тот, кто предложил максимальную цену, при этом предприятие-переработчик может оказаться не у дел, а делянка достанется тому, кто просто вырубит лес и продаст его за границу. Если поправки примут, компании, подтвердившие свою причастность к лесопромышленной сфере, получат на конкурсах приоритет.
Государство заинтересовано в том, чтобы арендаторы приходили в лес надолго, ведь вложения в лесной сектор - это, как правило, инвестиции с достаточно длительным периодом окупаемости. Поэтому готовится законопроект, касающийся пролонгации договоров аренды. Это позволит добросовестному арендатору получить лесной участок в пользование на срок выращивания леса от 49 лет (сейчас это предел) до 98.