Власти Югры в кризис снизят налоги для нефтяных компаний

Правительство Югры готовится обнародовать антикризисный план. Серьезная корректировка расходов казны неизбежна, ведь разработчики трехлетнего бюджета округа ориентировались на высокую, до100 долларов за баррель, стоимость нефти. Между тем январь удивил небывало низкими налоговыми поступлениями - они составили 1,6 процента к годовому плану. Всего в 2015-м регион намеревался собрать 187,5 миллиарда рублей, а потратить 195. Вряд ли это реально даже при нынешнем соотношении рубля к доллару, тем более что добыча нефти идет на убыль, минус последнего года - 4,8 миллиона тонн.

Еще недавно оптимизм казначеям внушали заполненные с избытком, вопреки первоначальным ожиданиям, бюджетные закрома предыдущего года. Предполагалось, что доходы не превысят 166,4 миллиарда рублей, и смету трат Дума Югры утвердила с солидным дефицитом - 21 миллиард. Фактически же доходы чуть-чуть не достигли 200 миллиардов, получен весомый профицит. Обычно заначку уберегают от инфляции путем кратковременного размещения на депозитных счетах. Однако в январе произошел сбой - банки дважды проигнорировали конкурсные предложения властей округа использовать капитал в течение 13 и 35 дней под ставку не менее 17 процентов: условия признаны рисковыми.

Любопытно, что осенью банки и инвестиционно-финансовые компании охотно выкупили гособлигации ХМАО на 14 миллиардов рублей с 5-летним сроком обращения под ставку 11,4 процента. Кредиторам придется вернуть уже около 22 миллиардов рублей. Правительство автономии успокаивает граждан: займы не разорительные.

И вправду, свежий рейтинг долговой нагрузки субъектов РФ, представленный международным агентством Standard & Poor’s, пока не внушает особых опасений: в списке Ханты-Мансийский округ на начало декабря на 75-й позиции с нагрузкой в 8,2 процента к собственным доходам. У Ямала она почти вдвое больше, у Зауралья - вчетверо, еще у пары десятков областей - в 7-10 раз. На конец декабря совокупный долг регионов, по сведениям Минфина РФ, превысил два триллиона рублей. Это уже непозволительно много.

Сумма сопоставима с налоговой долей Югры (около 15 процентов) в консолидированном федеральном бюджете. Нелишне напомнить: в округе проживает всего один процент населения России, а три четверти налоговой базы ХМАО обеспечивают добывающие компании, сервисные предприятия ТЭК и их партнеры, переработчики углеводородного сырья, о чем в кабинетах ханты-мансийского кабмина не забывают. Глубокая диверсификация промышленности в районах Крайнего Севера в принципе неосуществима. Поэтому от проблем нефтяников чиновники не отмахиваются, стремятся по мере возможности учитывать их интересы, формируя фискальную и экономическую политику. На данный момент главный вопрос: не обрушат ли западносибирскую нефтянку, а вместе с ней относительно высокий уровень жизни северян низкие мировые цены на черное золото?

По мнению Михаила Слободина, в недавнем прошлом топ-менеджера крупной нефтяной компании, себестоимость добычи на уже освоенных месторождениях невысока, даже при цене 40 долларов за баррель нет резона сворачивать работы. Вместе с тем повышается степень инвестиционных рисков, затягивается или замораживается реализация инновационных проектов. Известный экономист Михаил Дмитриев полагает, что в данной рыночной ситуации понятие нерентабельности больше применимо для Восточной Сибири, где баррель обходится многократно дороже, чем в Западной, - зачастую в 70-80 долларов. По утверждениям специалистов профильного департамента правительства Югры, траты на подготовку к добыче сырья новых площадок в автономном округе также в несколько раз меньше, чем в других районах страны.

Государство, с одной стороны, мечтает, как и прежде, получать от нефтянки стабильно высокие доходы, с другой - опасается переступить грань, за которой начинается обескровливание промысловых предприятий. Введенный недавно так называемый налоговый маневр разнонаправлен: поэтапное снижение пошлин на экспорт сырья сочетается с резким повышением ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Бессменный депутат Тюменской облдумы Николай Барышников, ссылаясь на экспертное заключение коллег из нижней палаты российского парламента, приводит следующие цифры. В нынешнем году налоговый маневр, как ожидается, дополнительно принесет госбюджету 1,3 триллиона рублей (в текущих ценах), из них 800 миллиардов - за счет нефтедобычи на территории "большой" Тюменской области. Три сибирских региона, по мнению депутата, могли бы получить десятки миллиардов "маневровых" рублей от налога на прибыль, но ими будет распоряжаться федеральный центр. Впрочем, Барышников настаивает не на дележе ренты, а на щадящем налогообложении и предлагает ввести на три последующих года запрет на увеличение ставки НДПИ при извлечении обезвоженной, обессоленной и стабилизированной нефти. Соответствующий законопроект готов, однако облдума хочет знать реакцию коллег из северных округов. Если у них принципиально иная позиция, черновой документ рассматривать, скорее всего, не станут.

Соседи же выбрали несколько иную тактику. Югра для стимулирования разработки нетронутых запасов призывает вообще отказаться от НДПИ, заменив его гибким налогом "на финансовый результат" (НФР). Он предполагает 60-процентное отчисление с разницы между доходами от реализации нефти и расходами на ее добычу и доведение до товарного качества. Минэнерго РФ региональная инициатива заинтересовала, здесь ее готовы взять за основу для разработки федерального законопроекта. Минфин же новацию принял со скепсисом. Возможно, спорный налог предложат ввести как экспериментальный на группе месторождений.

Тем временем губернатор Югры Наталья Комарова, надеющаяся на скорейшее внедрение НФР, сообщила, что жители округа смогут познакомиться с антикризисным планом в Интернете, отправить в адрес разработчиков свои предложения, замечания, комментарии. Автономия ждет план.