В его истории были периоды, когда фестиваль не мог обойтись без русского кино - тут можно говорить и о советских лентах, и о фильмах эпохи 90-х годов прошлого века. Было и так, что наши кинематографисты уезжали из Берлина с высокими призами - достаточно вспомнить "Восхождение", Ларисы Шепитько - картина снята по повести Василя Быкова, и "Тему" Глеба Панфилова ("Золотые медведи"), а также Алексея Попогребского с фильмом "Как я провел этим летом" (два "Серебряных медведя). Но были и времена, когда интерес к нашему кино падал.
Однако в нынешнем году произошло триумфальное возвращение русского кино в Берлин - такого представительства российских фильмов не было никогда, за все время, что существует фестиваль. Пять полнометражных и два короткометражных фильма (один - анимационный) представлены в разных программах.
Плюс происходят различные кинособытия - от мастер-классов до специально организованных выставок и программ, посвященные русскому кино. То, что фильмы будут показаны в немецкой столице на престижном европейском киносмотре, означает, что и на родине к ним отнесутся с особым вниманием. Итак, что же Европа увидела первой, и что вскоре ждет российского зрителя.
Картина наполнена образами и символами, которые у каждого зрителя вызовут свои ассоциации - что ж, на это и рассчитывает режиссер. Он сам признается, что вдохновлялся и импрессионистами, и российским кино 60-х, 70-х и 90-х годов, и классической русской литературой, и шедеврами мирового кинематографа - фильмами Фредерико Феллини, например. Все это видно в каждой из семи взаимосвязанных новелл. "Это - вообще картина про попытку понять Россию во всей нашей многосложности.
Попытка понять распятость России между прошлым и будущим; между замечательными людьми которые хотят что-то делать и коррупционерами; между попыткой разрушить свою культуру и сохранить ее. Читайте Толстого, Достоевского, Чехова - ничего не изменилось",- так объясняет свою картину Алексей Герман-младший. В фильме снимались Мераб Нинидзе, Чулпан Хаматова, Анастасия Мельникова и другие.
Фильм - о трех друзьях, чье детство пришлось на конец 1980-х. Ольга, Катя и Андрей давно приехали в Москву и стали вполне успешными люди. Ольга - актриса, Катя - работает в крупном PR-агентстве, Андрей политический аналитик. Они покупают машины, строят дачи. Но это не приносит им счастья. Ощущение, "что все вроде нормально, но что-то не так" - лейтмотив жизни тридцатилетних.
Их детство пришлось на советскую пору - когда дети мечтали о подвигах, верили в шпионов и светлое будущее, и никто не ожидал, что мечту о подвиге заменит мечта о стабильности. В картине снимались сама Наталья Кудряшова, Дарья Мороз, Анатолий Белый, Юрий Кузнецов и другие.
Что есть душа рыбака, если не чайка? Эта притча - первый фильм за последние 30 лет, снятый в Калмыкии, калмыцким режиссером и на калмыцком языке. Снимали его в городах Элиста и Лагань, а также в поселке Кетченеры. Конечно, для зрителей в Берлине этот фильм - экзотика. Но поражают в нем не только этнографические мотивы и национальные традиции, но и сама история. Она - об Эльзе - жене рыбака, которая стремится уйти от мужа, но он сам уходит от нее - погибает.
Как это переменит молодую женщину, которой придется стремительно повзрослеть. Главная женская роль - дебют Евгении Манджиевой - известной европейской модели, которая родилась в Калмыкии. Роль матери в фильме исполнила Любовь Убушиева - жительница поселка Кетченеры, медсестра, мать четырех детей. Известный кинокритик Кирилл Разлогов, присутствующий на "Берлинале", охарактеризовал "Чайки", как стилистически точное кино.
Режиссер Андрей Зайцев показал пример того, что когда молодые снимают о молодых - картина только выигрывает. Хотя не исключено, что для героев фильма - 14-летних подростков (а в фильме играют не артисты, а самые, что ни на есть настоящие подростки, которые также приехали в Берлин), Андрей Зайцев уже тоже старик. Во всяком случае сам режиссер признавался, что эти ребята рассказали ему о себе сегодняшних многое из того, что он не знал. Музыкой поделились, например. А музыка в этой картине заслуживает особенных слов. Фильм должен был называться "Челентано", но произошли изменения в задуманном.
Впрочем, все - к лучшему. Фильм не только про первую любовь подростков, но и про первую любовь авторов к кино (хотя картина у Зайцева эта не первая, но чувство у него и съемочной группы весьма сильно и еще не прошло)). А как показана эта первая любовь! Когда отнимаются руки и ноги, когда от взгляда зависит жизнь, когда смотришь на девочку, которая рядом, как на божество и веришь, что она - эльфийское создание, небожительница, и невозможно даже принять решение какую кнопку нажать "вКонтакте": "отправить сообщение" или "добавить в друзья". Обе вызывают немыслимый трепет души, а компьютер - становится необходимой составляющей первого эротического опыта....
Но похвалы заслуживают не только замечательные дети, но и актриса, которая играет одинокую маму мальчика - Ромео наших дней.
По стечению обстоятельств этот фильм также связан с Калмыкией. Картина - экранизация давней калмыцкой легенды о Небесном верблюде, приносящем дожди жизни в сухую степь.
Съемки велись в заповеднике возле соленого озера Баскунчак. Главные роли в картине сыграли Михаил Гасанов и Виктор Сухоруков, а также - белый верблюжонок Алтынка. "Фильм "Небесный верблюд" о становлении личности, о возмужании. 13-летний мальчик остается за отца и должен спасать семью и свой народ.
По поверью калмыков, небесный верблюд может избавить землю от засухи, принести долгожданный дождь. И чтобы его спасти, юный герой отправляется в опасное путешествие", - рассказывает режиссер.
Героиня короткометражного фильма, который длится 22 минуты - вышивальщица, что вышивает нитками на компьютерном экране. Но при этом она еще и "вышивает истории" - рассказывает о своих снах. В фильме несколько снов-историй: о вертолете и выходном дне, об Апокалипсисе и Мавзолее, даже о собаке-фотографе. Фильм показывают на фестивале 12 и 13 февраля. Но публике, которая любит независимое экспериментальное кино, он должен прийтись по душе. На сайте "Берлинале" допустили ошибку, назвав фильм "Вышибальщицей". Но авторам это только на руку - значит, фильм "вышибает", и не обязательно слезу.
У человека вырос хвост. Как так получилось? Может быть он просто слишком долго ходил в костюме банана - работа у него такая. Как любят наши кинематографисты в своих фильмах использовать образ зазывал, которые стоят на улицах в костюмах сэндвичей, хот-догов, клубничек, бананов и прочих, чтобы заработать себе на жизнь. Режиссерам и сценаристам кино кажется, что это - ужасно смешно. А на самом деле это - очень грустно. И это в мультфильме, который скорее для взрослых, чем для детей, показала режиссер Светлана Разгуляева.
Когда миллионер мечтает о яхте - это кажется закономерным. А о чем мечтает теперь уже хвостатый обитатель банана? Особенно, когда выясняется, что в нашем обществе человек с хвостом никому не нужен. Да и вообще - необычное - оно так мешает. Мульфильм с таким посланием понятен любому жителю любой страны - не зря отборщики "Берлинале" выбрали его как выразительную работу представителя нового кинопоколения.
Между тем
Названными фильмами российское участие в нынешнем - юбилейном - "Берлинале" не ограничивается. Почётный приз "Берлинская камера" в этот раз вручен Науму Клейману - киноведу, который долгое время занимал пост директора Музея кино. Один из фильмов конкурсной программы - Питера Гринуэя "Эйзенштейн в Гуанахуато" посвящен нашему легендарному соотечественнику.
Ольга Куриленко - модель и актриса, известная также, как одна из "девушек Бонда" входит в состав жюри программы, открывающей новые имена- "Best First Feature Award": лучшему дебютному фильму присуждается приз 50 тысяч евро. А Арт-директор кинотеатра "Заря" Артем Рыжков из Калининграда вместе с еще тремя членами жюри смотрит фильмы в программе "Панорама" и выбирает лучший в номинации Europa Cinema Label. Да и в целом такое впечатление, что весь центр российской кинематографической жизни переместился в эти дни в Берлин. В кинозалах тут можно встретить телезвезд, рассказывающих нашему зрителю о кино Антона Долина, Бориса Бермана, Ильдара Жиндарева и других, а также - критиков и журналистов.
Продюсеры предпочитают проводить время на кинорынке - там центром событий является стенд RUSSIAN CINEMA, организованный совместно Фондом кино и Министерством культуры. Кинотеатр "Пионер" организовал на "Берлинале" специальную программу российского кино. А в здании, где проходит кинорынок, организована выставка "вхутемасовцев" - и такие российские картины тут вызывают интерес. Кроме того, в Берлине еще и занимаются российским кинопроизводством.
Скажем, картина Александра Миндадзе "Милый Ханс, дорогой Петр" как раз сейчас проходит период постпродакшн, и все делается именно в столице Германии.