Понятно же, что каждая уважающая себя столица должна иметь свою фотографическую летопись. Причем желательно - снятую отличными фотографами. Конкурс на лучший фоторепортаж о Москве - идеальный инструмент для отбора самых интересных серий и самых важных событий за год. Инструмент этот был создан Московским домом фотографии и правительством столицы в самом конце 1990-х. Конкурс был назван "Серебряная камера". А поскольку он был открытым, то потенциальный круг участников - все население Москвы, способное держать камеру, мобильный телефон или любой другой девайс, наделенный чудесным даром "останавливать мгновение". В результате ежегодная выставка "Серебряная камера", представляющая на суд зрителей работы, прошедшие отбор кураторов Московского дома фотографий (то есть фактически лонг-лист конкурса), становится чем-то вроде семейного альбома, но - для всего города. Что добавляет драйва, так это возможность проголосовать за понравившуюся серию (в том числе на сайте www.silvercfvera.ru ), причем авторы остаются скрыты до окончательного решения большого жюри. Среди главных призов - кроме традиционных финансовых, предусмотрены стажировки в Париже и Дюссельдорфе, а также - участие в фотографических "Встречах в Арле" и знаменитом Paris Photo.
В этом году конкурс "Серебряная камера" отмечает свои пятнадцать лет. Не на Большом Каретном (если перефразировать известную песню Высоцкого) - а в Манеже. Там же, где была первая выставка "Серебряной камеры" в 2000-м году. Юбилейная выставка главного фотографического конкурса Москвы позволяют оглянуться не только на прошедший, 2014 год, но и на минувшие 15 лет. Посредине выставки - проспект, прямой, как стрела Нового Арбата и стрела времени. Здесь уместился целый московский век. От торжественных фотографий пирующих в 1912, если не ошибаюсь году, в честь открытия Пассажа, до резких конструктивистских ракурсов Александра Родченко… От фотографий Аркадия Шайхета, Михаила Прехнера 1930-х до съемок уже нынешнего века… А по обе стороны этот проспекта, смахивающего на реку времен, старый и новый город.
Слева - "город" старый, точнее, выросший за полтора десятка лет. В его "кварталах" представлены работы призеров прошлых лет, от легендарного репортера 1960-х Александра Абазы до недавно погибшего Андрея Стенина (на выставке - его съемка бурлящей Манежки 11 декабря 2010, получившей Гран-при в тот год). Именно в этих "кварталах", где уместились "нулевые" и самый конец 1990-х, обнаруживаешь, что портрет времени, пожалуй, складывается не только из событий, но еще и из того, "как" эти события увидены. И конечно, из того, что собственно считается событием, в которое важно всмотреться. Правда, по поводу последнего можно заметить, что есть ведь три номинации, которые определены городской темой конкурса: архитектура, лица, события и повседневная жизнь. Иначе говоря, пространство, люди и плоть их приватно-публичной жизни… Все так. Но фотографии, пожалуй, фиксируют еще то, что словами Георгия Первова можно обозначить как "человеческий пейзаж" (так называлась его серия 2011). Этот пейзаж может быть лирическим (как в сериях Владимира Мишукова или Игоря Мухина), экзистенциальным, заставляющим вспомнить фильмы Антониони (как в сериях Вадима Гущина, например), домашним или жестким… Но в лучших работах эта любовь/нелюбовь пространства, его агрессия или безразличие, теплота или жесткость впечатана в снимок, словно скелет исчезнувшего птеродактиля в древний пласт угля.
А справа от "проспекта", длиною в век, - фотографии, вошедшие в лонг-лист "Серебряной камеры" этого года. И здесь мы кажется все знаем о времени: этот же "наш" год, который мы только что прожили. Мы начинаем судить-рядить о ракурсах, о том, почему нет того марша или иного… Здесь вдруг оказывается, что мы ждем от фотографа примерно того, что требовал Дягилев от режиссеров, ждем, чтобы они удивили нас, показали знакомый город как неизвестный, таинственный… И как раз с этим все отлично. Мы увидим "Кремлевую долину" в отражениях зеркального куба, встретимся с изумленной козой в Новопеределкино, и заглянем в конференц-зал где-то в недрах "Сколково"… Мы увидим пространства, которые исчезают и уже исчезли - тесных "хрущовок" и огромного завода ЗИЛ… Эти серии хороши, очень хороши, в них мерцает минувшее, но оно отформовано строгим выбором человека с фотокамерой. А рядом - просто "Личное пространство", которое вдруг оказывается все более и более важным. И чуть ли не впервые за многие годы вновь является жанр фотоочерка, например, о мастере, делающем скрипки, или об инвалиде, почти ощупывающему экран телевизора и играющего в шашки с самим собой… И человеческое лицо в этом новом пейзаже, похоже, оказывается главным открытием.